Детские страхи у детей-дошкольников и пути их преодоления

Название работы: Детские страхи у детей-дошкольников и пути их преодоления

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

125 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по изучению проблемы детских страхов детей-дошкольников……………………………………………7

1.1. Страхи как психолого-эмоциональное состояние: условие и фак-торы их возникновения…………………………………………………7

1.2. Особенности детских страхов…………………………………….23

1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного

возраста………………………………………………………………….41

Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение детских страхов в дошкольном возрасте и пути их профилактики и коррекции…………………………………61

2.1. Постановка проблемы организации исследования………………61

2.2. Анализ опытно-экспериментальных данных по изучению причин и видов детских страхов в дошкольном возрасте…………………….70

2.3. Пути психолого-педагогической коррекции детских страхов

детей-дошкольников……………………………………………………75

Заключение………………………………………………………………….89

Литература…………………………………………………………………..91

Приложения………………………………………………………………………..96

Выдержка:

Введение.

Проблема изучение страхов, несмотря на свою давнюю историю, так и ос-тается актуальной в настоящее время. Относясь к категории эмоциональных со-стояний личности, следует отменить, что эмоциональная жизнь играет немало-важную роль в становлении и развитии личности. Влияние на психическое и психологическое здоровье. Каким будет личностное развитие: позитивным и негативным зависит от того, какой эмоциональный психологический склад бу-дет иметь место в процессе личностного становления. Страх, выступал как пси-хоэмоциональное состояние личности, имеет не только биологические корм связанные с инстинктами самосохранения и продолжение рода, но и определя-ется социальными факторами развития, способствуя при этом жизнедеятельно-сти человека как индивида, индивидуальности, личности.

Страх выступает как одна из первых эмоций, которую испытывает ново-рожденный младенец. И это вполне естественно. Ребенку неуютно в огромном мире.

Но, увы, если про многие детские проблемы можно сказать, что, скорее всего ребенок их со временем перерастает, то со страхами дело обстоит не как утешительно. Ребенок растет, а вместе с ним растут и страхи. Чем больше рас-ширяются его познания, и развивается фантазия, тем больше он осознает опас-ности, подстерегающие человека в нашем далеко не безопасном мире. Особен-но сейчас, когда этот мир нестабилен и заряжен агрессией. В последние годы специалисты отмечают существенный рост детских страхов, и это очень тре-вожно.

Актуальность этой работы заключается в том, что последствия страхов разнообразны, и, по существу, нет ни одной психической функции, которая не могла бы претерпеть изменений. В первую очередь это относится к эмоцио-нальной сфере, когда страх пропитывает все чувства тревожной окраской. В ряде случаев страх поглощает так много эмоций, что их начинает не хватать для выражения других чувств, а сам страх разрастается в психике человека, и затормаживает ее. Это проявляется в исчезновении ряда эмоций, особенно сме-ха, жизнерадостности. В место них развивается хроническая эмоциональная не-уверенность и удрученность, тревожно-пессимистическая оценка будущего.

Наличие устойчивых страхов говорит о способности человека справиться своими чувствами, контролировать их, когда он пугается вместо того, чтобы действовать. Невозможность управлять собой порождает чувства бессилия и безнадежности. Тем самым страх подрывает уверенность в себе, решительность в действиях и поступках, настойчивость и упорство в достижении цели.

Но, самое главное – взрослый человек, который в свое время не избавится от страхов, став отцом или матерью, испытывает трудности в установлении нормальных семейных отношений, и скорей всего, передаст свои волнения, тревоги, страхи своему ребенку.

Следовательно, проблема детских страхов весьма значима, так как, если коррекция и профилактика детских страхов не будет проведена вовремя, то это повлияет на дальнейшие развитие психологически здоровой личности ребенка. Более того, наличие у ребенка неустраненных страхов может привести к невро-тизации всей личности ребенка и, следовательно, к ее деформации.

Целью нашего исследования стало изучение особенностей детских стра-хов детей дошкольного возраста, их коррекция. Разработка практических реко-мендаций для родителей и воспитателей ДОУ по профилактике детских стра-хов.

Объект исследования – страхи детей старшего дошкольного возраста, пу-ти их профилактики и коррекции.

Предмет исследования – изучение особенностей детских страхов у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1) Анализ психолого-педагогической литературы, изучающей проблемы детских страхов детей-дошкольников.

2) Диагностика наличия страхов у детей-дошкольников.

3) Разработка коррекционной программы по коррекции детских страхов.

4) Проведение коррекционной программы и мероприятий по коррек-ции страхов у детей старшего дошкольного возраста.

5) Разработка практических рекомендаций для родителей и воспита-телей ДОУ по профилактике детских страхов.

Гипотеза исследования – проблема преодоление детских страхов детей дошкольного возраста может быть решена на уровне деятельности педагога-психолога ДОУ, если будет проводиться целенаправленная, систематическая, системная работа педагога-психолога по профилактике и коррекции детских страхов любой этиологии.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы по проблеме детских страхов и их преодоления А.И. Захарова, Т. Шишовой, И.А. Медведевой, П.Ф. Каптеева, Н.Л. Кряжевой, М. Памфиловой и других ав-торов.

Методы, использованные при проведении исследования:

1) Исследования и анализ психолого-педагогической литературы по изуче-нию проблемы детских страхов.

2) Метод наблюдения.

3) Метод беседы.

4) Метод эксперимента.

5) Методики исследования: беседа о страхах А.И. Захарова (модификация М. Памфиловой), тест «Тревожность» (Р. Тэнмл, Н. Дорхи, В. Амен).

База исследования: МДОУ Центр Развития Ребенка, Детский сад №3, г. Новокубанска; дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Количество ис-пытуемых 18 человек.

Научность исследования. Темой является актуальной в деятельности пе-дагога-психолога ДОУ, так как изучение детских страхов в большей степени рассматривается на уровне клинических исследований, но не психолого-педагогических, способствующих коррекционной, профилактической и про-свещенческой деятельности педагога-психолога ДОУ.

Практическая значимость. Данные, полученные в ходе исследования, разработанная программа может быть использована педагогами, психологами и родителями для профилактики и коррекции детских страхов.

Проведенное нами исследование состоит из следующих этапов:

1. Сбор и анализ психолого-педагогической научной методической литера-туры по теме исследования. Подбор и апробация методик: беседа о страхах А.И. Захарова «Красный дом, черный дом», тест «Тревожность» (Р. Тэнмл, Н. Дорхи, В. Амен).

2. Констатирующий эксперимент по диагностике страхов детей-дошкольников.

3. Разработка и проведение коррекционной программы по коррекции стра-хов и детей дошкольного возраста.

Апробация. Работа была проведена в МДОУ ЦРР д/с №3, г. Новокубанска с 27.02.2006 по 09.04.2006 года.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, за-ключения, списка литературы и приложений. В работе имеются таблицы и ил-люстрации. Объем работы 125 печатных листов.

В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекаю-щие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внеш-них и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Следовательно, наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.

Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на ко-торые они направлены. Другая всеобщая черта эмоций, о которой необходимо сказать, - это их содействие в реализации потребностей и достижений опреде-ленных целей. Поскольку любая эмоция положительна или отрицательна, чело-век может судить о достижении поставленной цели. Так, положительная эмо-ция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, на-оборот, с неудачей при достижении цели. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией дея-тельности человека.

Литература.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студ. ВУЗов. – М.: Академический проект; Екатеренбург: Деловая книга, 2000. – 624с.

2. Березик Ф.Б. Психологическая и психофизическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988.

3. Буянов М.И. Нервный ребенок. – М.: Знание, 1997. – 192с.

4. Варга А.Я. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бода-лева, В.В. Столина. – М., 1998.

5. Вочков И. Тревожность, тревога, страх: различение понятий // Школьный психолог. – 2004. - № 8. – с. 9.

6. Волкова Е.Н. Трудные дети или трудные родители? – М.: Профиздат, 1992. – 96с.

7. Выготский Л.С. Обучение и развитие в детском возрасте. – Спб: Союз, 1997.

8. Габрунер М., Соколовская В. Эмоционально-личностный тест «Сказка» // Обруч – 2003. - № 2. – с. 14-19.

9. Готовим детей к школе. Диагностические методики выявление личност-ной готовности детей к обучению в школе. Часть 3. Составитель Н.В. Заха-рюта. – Р-на-Д, 1997. – 67с.

10. Гульянц Э.К., Гриднева С.В., Тащева А.И. Современная семья: проблемы и перспективы. Р-на-Д, 1994.

11. Гульянц Э.К., Широкова Г.А. Актуальные проблемы психологической диагностики: сборник научных статей / Под ред. Т.Ю. Синченко, В.Г. Роме-на. Р-на-Д., 2001.

12. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. ВУЗов / Под ред. В.Е. Клочко. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264с.

13. Детские страхи преодалимы // Педагогический вестник. – 2001. - № 4(авг.) – с. 4.

14. Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. – М.: Знавния, 1986. – 96с.

15. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – Серия «Психология ре-бенка». – Спб.: СОЮЗ, 2003. – 448с.

16. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. – М.: Педагогика, 1986. – 112с.

17. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: анамнез, этнология и пато-генез. – Л.: Медицина, 1988. – 336с.

18. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Михайлов А.М. Волшебный источник. – Спб., 1996.

19. Зеньковский В.В. Психология детства/ Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1996. – 336с.

20. Изард К.Э. Психология эмоций. – Спб.: Питер, 1999.

21. Капранова С. Путешествие с волшебной кисточкой. – Р.-на – Д., 1997.

22. Каптеев П.Ф. О детских страхах//Народное образование. – 2000. - №3. – с.23-32.

23. Климакова Ю. Нарисуй свой страх (Как избавить детей от чувства стра-ха)// Семья и школа. – 1999. - №9. – с.18-19.

24. Кожевникова В.А. Формирование эмоциональной сферы личности до-школьника при подготовке к школе. – Рига, 1990.

25. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею. – М.: Искатель, 1997.

26. Крайг Г., Бокут Д. Психология развития. – 9-е изд. – Спб.: Питер, 2004. – 940с.

27. Крушельницкая О. Один дома, один в темноте… Страшно!//Семья и школа. – 2004. - №7. – с.6-7.

28. Крушельницкая О. Третьякова А. Если дети рисуют монстров// Семья и школа. – 2004. - №10. – с.8-11.

29. Кряжева н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с.

30. Кудрявцев В. Воображение ребенка: природа и развитие// Психологиче-ский журнал. – 2001. - №6. – с.31-35.

31. Кузьмина М. Детский невроз страха// Школьный психолог. – 2000. - №25. – с.8-10.

32. Кулагина И.Ю., Комоцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизнен-ный цикл развития человека. Учебное пособие для студ. ВУЗов. – М.: ТЦ Сфе-ра, 2004. – 464 с.

33. Кученко Т. О детской тревожности// Воспитание школьников. – 2005. - №5. – с.43.

34. Лавлинский С. Мешок со страхами. О детских страхах, «страшной» лите-ратуре и о том, что со всем этим делать// Обруч. – 2002. №2. – с.14-17.

35. Лебедева Л.Д. Страх – дело серьезное. Коррекция страхов средствами арт-терапии. //Школьный психолог. – 2000. - №21. – с.12-13.

36. Лебедева Л.Д. Учителю о детский страхах//Дидакт. – 2000. - №4. – с.23-32

37. Лебединский В.В. Никольская О.С. Баенская Е.Р. Либлинг М.М. Эмоцио-нальные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М.: Изд. МГУ, 1990. – 196с.

38. Леонтьева А. Не бойся, я с тобой: некоторые особенности детских стра-хов// Воспитание школьников. – 2002. - № 5. – с.36-37

39. Лисина Е.В. Страх как психотелесный опыт ребенка// Дефектология. – 1999. - №4. – с.22

40. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М., 1994.

41. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психофрекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М.: Генезис, 2000. – 192с.

42. Маклаков А.Г. Общая психология. – Спб.: Питер, 2000. – 592с.

43. Медведева И. Шишова Т. Страхи взрослые и детские// Октябрь. – 1997. – с.133-146.

44. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология, развитие, детство, отрочество: Учебное пособие для студ. ВУЗов. – 7-е изд., стереотип. – М.: «Академия», 2002. – 456с.

45. Немов Р.С. психология в 3-х кн. Кн.1. – М., Владос, 1999.

46. Обухова В.Ф. Детская и возрастная психология.(уч. пос. для ВУЗов) /Пед. Об-во Рос. – 2-е изд. – М.: По России, 1999. – 443с.

47. Панфилова Н.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подро-стков// Школьный психолог. – 1999. - №8. – с.14.

48. Практическая психология образования/ Под ред. И.В.Дубровиной.: ТЦ Сфера., 2000. – 528с.

49. Прихожан А. Предвосхищающая эмоция (тревожность)// Школьный пси-холог. – 2004. - №8. – с.18.

50. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. В 2-х томах. Том 2. (П-Я): Пер. с англ. – М.: ВечеЮ АСТ, 2000. – 560с.

51. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в 2-х кн. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 480с.

52. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2005. – 713с.

53. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют… - Дубна: «Феникс», 1997.

54. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М., 1988.

55. Степанова Г. Эмоциональные состояния ребенка-дошкольника и их педа-гогическая оценка в условиях детского сада//Дошкольное воспитание. – 1998. - №5. – с.39-53.

56. Толнышева Е. Что мы знаем о детском страхе?// Народное образование. – 1999. - №4. – с.14.

57. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. – М.: Изд. Института Психотерапии, 2003. – 480с.

58. Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. – Спб.: Алетея, 1997. – 310с.

59. Фрумкин И.А. Фрумкина Н.В. психология депривационного ребенка. – М.:Владос, 2004, - 319с.

60. Фрумкина Р.М. Что за термином (аутизм, галлюцинация, депрессия, страх)//Семья и школа. – 2005. - №4. – с.7

61. Чистякова М.И. Психогимнастика. / Под ред.И.А.Булиова. – М.: Просве-щение, 1990.

62. Чумаков В. Не бойся. Энциклопедия страхов// Огонек. – 2001. - №38(окт.). – с.22.

63. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога/серия «Справочник». – Р.- на – Д.: Феникс, 2004. – 384с.

64. Шишова Т. Книжки для трусишки. Детские страхи.//Здоровье детей. – 2001. - №4. – с.22.

65. Шишова Т. Сказкотерапия//Дошкольное воспитание.–2003.-№1. – с.16-21.

66. Шишова Т. Страхи – это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов. – М.: «Искатель», 1997. – 93с.

67. Эмоциональное здоровье вашего ребенка: Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ, 1996, 400с.

Похожие работы на данную тему