Психологическая помощь ребенку при адаптации к школе

Название работы: Психологическая помощь ребенку при адаптации к школе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

87 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение……………………………………………………………………2

Глава 1.Психологическая характеристика проблемы адаптации ребенка к школьному обучению…………………………………………5

1.1. Понятие «Адаптации» в психологии, ее особенности и виды. ……………….5

1.2. Психофизиологические особенности ребенка, проявляющиеся в первые месяцы обучения. ………………………………………………………………….…10

1.3. Виды помощи ребенку при адаптации к школьному обучению……………..27

Глава 2. Опытно – экспериментальные исследования по определения уровня адаптации детей первого класса. …………….34

2.1.Организация и методы диагностики……………………………………………34

2.2.Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………………42

2.3. Программа по оказанию психологической помощи ребенку при адаптации к школе………………………………………………………………………...46

Заключение……………………………………………………………….76

Приложение…………....…………………………………………………78

Список литературы……………………………………………………..83

Выдержка:

Введение.

Актуальность. Период адаптации к школе является очень сложным для первоклассников.

Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации (семья, дошкольное учреждение), атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но к целостной его личности и, прежде всего, к ее социально – психическому уровню.

В это время некоторые дети очень шумны, кричат, без удержу носятся по коридору, на уроках часто отвлекаются, с учителями ведут себя довольно развязано; другие, напротив, зажаты, скованны, излишне робки, стараются держаться незаметно, смущаются, когда к ним обращается учитель, при малейшей неудаче или замечании плачут; у некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, увеличивается количество заболеваний. Все эти нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, значительным увеличением и качественным усложнением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Согласно различным исследованиям, около 25-30 % детей с подобными проблемами, и несвоевременное распознавание их характера и природы, отсутствие специальных коррегирующих программ приводят не только к хроническому отставанию в усвоении школьных знаний, но и к вторичным нарушениям психосоциального развития ребенка, к различным формам отклоняющегося поведения. Запоздалое выявление детей, не готовых к овладению учебной деятельностью, предъявляющей высокие требования не только к познавательной сфере ребенка, но и ко всей его личности в целом, порождают круг ещё более сложных проблем, преодоление которых с каждым годом становится всё труднее. Как правило, именно эти проблемы, не будучи разрешенными в младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития, с особой остротой обнаруживая себя в подростковом возрасте, где эффективность коррекционной помощи редко достигает желаемого уровня. Поэтому каждому первокласснику необходима своевременная и квалифицированная помощь школьного психолога.

Предмет исследования. Адаптация детей к школьному обучению.

Цель. Изучение проблемы адаптации ребенка к школе и разработка программы психологической помощи при адаптации первоклассников.

Гипотеза: Если оказывать своевременную психологическую помощь, то процесс адаптации у первоклассников происходит быстрее, повышается мотивация к учению и увеличивается уровень самооценки.

Для доказательства цели исследования и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать психологическую литературу, рассматривающую проблему адаптации к школьному обучению.

2. Подобрать методы исследования по определению уровня адаптации детей к школе.

3. Разработать программу психологической помощи ребенку при адаптации к школе.

4. Провести сравнительный анализ результатов исследования.

Методологической и теоретической основой исследования послужили:

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, концепция учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, теория деятельности А.Н. Леонтьева, изучение роли мотивационной сферы в формировании личности ребенка Л.И. Божович

Методы и методики исследования: Для решения поставленных задач, проверки гипотезы и доказательства цели был применен комплекс методов, включающий теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме данного исследования, психодиагностические методы, качественный и количественный анализ результатов исследования, социально-психологический тренинг.

Эмпирические методы включали в себя:

- беседу,

- анкетирование с помощью «Методики оценки уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой, «Педагогической характеристики особенностей адаптации первоклассников», методики «Лесенка» В.Г. Щур,

- проективную методику: рисуночный тест «Что мне нравится в школе».

База исследования: работа велась с первоклассниками МОУ СОШ №7 города Армавира, в исследовании приняли участие 1 «Д» класс – 23 ученика и 1 «Г» класс – 21 ученик.

Теоретическое значение исследования состоит в следующем:

1. В процессе опытно-экспериментального исследования был подобран комплекс методик, отражающий уровень адаптации к школьному обучению.

2. Результаты исследования могут быть использованы для разработки комплексного социально-психологического подхода к изучению проблемы адаптации.

Практическая значимость:

1. В возможности использования выводов исследования для разработки различных программ. Эти программы могут носить как профилактический, так и коррекционный характер.

2. При оказании психологической помощи детям при адаптации к школе с помощью разработанной нами программы.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, таблиц и приложений.

В фило¬софском аспекте под адаптацией понимают: любые взаимо¬действия индивида и среды, при которых происходит их согласова¬ние. В работах, выполненных в этом аспекте, адаптация рас¬сматривается как способ связи личности и макросоциума, подчеркивается смена общественного положения человека, приобретение новой социальной роли, т.е. адаптация соотносится с социализацией (Кухпрева, 1980; Мипославова, 1974 и др.).

Рассматривая психологические аспекты деятельности человека, мы не можем не обратить внимание на то, что она никогда не осуществляется изолированно от внешней среды. Объекты и явления внешней среды постоянно оказывают определенное воздействие на человека и определяют условия осуществления его деятельности. Понятие адаптации – одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированность в системе «человек – среда».

Список литературы.

1. Амонашвили Ш.А. В школу с 6 лет. – М.: Педагогика, 1986.

2. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И. Работа психолога в начальной школе. – М., 1998.

3. Божович Л.И. Изучение мотивации детей и подростков. – М., 1972.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

5. Болотова А.К. С чего начинать школьному психологу? Учебное пособие. – М., 2001.

6. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие / Под ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984.

7. Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. – М., 1993.

8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. // Собрание сочинений в 6 томах, т. 4. – М., 1983.

9. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собрание сочинений в 6 томах, т.5. 1983.

10. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М., 1998.

11. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1996.

12. Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов компенсирующего обучения. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1995.

13. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., 1990.

14. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Психофизиология ребенка. – М.: Владос, 2000.

15. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. – Ростов н /Д: «Феникс»,2004.

16. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

17. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.

18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие. – М., 1998.

19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. –М., 1982.

20. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1971.

21. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2000.

22. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983.

23. Мухина В.С. Детская психология. – М., 2000.

24. Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. – М.: Владос, 1995.

25. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1999.

26. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1996.

27. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: Сфера, 2000.

28. Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста // Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.

29. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе. – Минск, 1982.

30. Психическое развитие младшего школьника / Экспериментальное психологическое исследование под ред. В.В. Давыдова, - М.: «Педагогика», 1990.

31. Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2004.

32. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.

33. Реан А.А., Бордовская Н.В. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2002.

34. Ребер А. Большой психологический словарь. – М., 2001.

35. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: Просвещение: Владос, 1996.

36. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. – Дубна: Феникс, 1996.

37. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.

38. Степанов С. Кому неуютно в школе? // «Школьный психолог», 2000 № 12.

39. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. – М.: Знание, 1994.

40. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 1974.

Похожие работы на данную тему