Развитие навыков самопознания как основы саморазвития личности

Название работы: Развитие навыков самопознания как основы саморазвития личности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

122 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……….7

1.1. Самопознание как структурный компонент самосознания личности………………………………….………………………..7

1.2. Психология юношеского возраста и формирование

самосознания ……………………………………………………..16

1.3. Самопознание как процесс: его цели, этапы и механизмы.……23

Основные выводы……………………………………………………….41

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ САМОПОЗНАНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……………………….45

2.1. Организация и методы исследования………………………………45

2.2. Исследование потребностей в самопознании и саморазвитии в юношеском возрасте……………………………………..………………53

2.3. Развитие навыков самопознания личности в учебно-профессиональной деятельности………………………………………..56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..61

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………64

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..68

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В условиях динамически изменяющихся реалий современного мира традиционные и привычные ценностные нормы и стереотипы не могут служить ориентиром для развивающейся личности, прикладывающей значительные усилия для отыскания своего жизненного пути. Для реализации столь сложной задачи необходимо формировать особые ценностно-смысловые установки к жизни, к своему опыту, выстраивать свою личностную позицию.

Однако в своем большинстве подростки и старшие школьники не готовы к решению такого рода задач. Чаще всего они довольствуются интерпретациями своей жизни, носящими ситуативный характер, и не задумываются о необходимости выявления глубоких смысловых уровней. Между тем, именно познание и осмысление себя, своего собственного жизненного опыта открывает психологическое пространство для построения своей личности, выбора путей и целей жизни. Система современного образования не ставит специальной задачи по формированию и развитию у школьников способности к самопознанию и прогнозированию своего жизненного пути, что должно стать шагом на пути к профессиональному и личностному самоопределению.

Жизненные смыслы не даны человеку в готовом виде. Их особенность состоит в том, что субъекту надлежит их искать, обнаруживать и раскрывать. Именно в период ранней юности человек должен уметь осознавать свой жизненный опыт, осмысливать основные проблемы своего бытия и находить смыслы своего существования.

Становится очевидной необходимость разработки специальных форм и методов обучения развивающейся личности приемам самопознания, которые бы создали условия для развития способности прогнозировать и осмысливать последующие этапы своей жизни и формировать потенциальный образ Я.

Актуальность избранной темы определяется тем, что в рамках гуманистического направления в науке и практике в последние годы идея саморазвития становится главенствующей, что привело к расширению разработок специальных технологий и возникновению понятий «личностно-ориентированный подход», «личностноразвивающее обучение» и др. В то же время стихийное самопознание и саморазвитие часто не приводят к значимым результатам, а поэтому требуют сопровождения и поддержки со стороны значимого взрослого, педагога. Кроме того, будущий педагог, психолог должен уметь оказывать поддержку в самопознании и саморазвитии детям, что обуславливает необходимость владения знаниями психологии самопознания и саморазвития, их роли в жизни, а также механизмов их функционирования. Эта тема также тесно связана с личностным и профессиональным самоопределением молодого поколения на современном этапе развития общества.

В этой связи цель исследования состоит в изучении влияния самопознания на развитие личности в юношеском возрасте.

Объект исследования: особенности самосознания в юношеском возрасте.

Предмет исследования: процесс самопознания как один из факторов формирования личности.

В соответствии с целью, объектом и предметом был выдвинут ряд предположений, выступивших в качестве гипотез исследования:

- важнейшим психологическим процессом юношеского возраста является становление самосознания как условия успешного профессионального и личностного самоопределения;

- развитие и становление адекватного потенциального образа Я в юношеском возрасте определяется осознанностью жизненных планов, наличием навыков самопознания, направленных на корректирование представлений о себе (реальном, потенциальном, идеальном), развитие умений ставить адекватные цели.

Для доказательства выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические и эмпирические исследования психологов, раскрывающих особенности развития личности старшего школьника.

2.Исследовать роль и влияние самопознания на развитие субъектности лиц юношеского возраста.

3.Определить значимость потенциального образа Я для личностного и профессионального становления;

4. Определить виды и формы работы по формированию навыков самопознания личности в юношеском возрасте.

Методологической и теоретической основой исследования явились идеи и принципы системного подхода (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и другие), представления о психологических новообразованиях старших школьников (Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.В. Толстых, Д.И. Фельдштейн и другие).

Теоретические положения, касающиеся развития субъектности личности в онтогенезе (К.А. Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Татенко, В.И. Слободчиков и др.), по формированию образа Я (И.С. Кон, М.Ш. Магомед-Эминов, В.А. Петровский, И.И. Чеснокова, Т. Шибутани и др.), теории гуманистической психологии и самоактуализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс, К.Г. Юнг, У.Джеймс и др.), теоретические положения, касающиеся феномена и процесса личностного самоопределения (К.А. Альханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.Р. Гинзбург, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.), а также проблемы построения жизненных планов (К.А. Абульханова-Славская, И.С. Кон, А.В. Мудрик, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Дружинин, Н.Н. Толстых, И.И. Чеснокова и др.).

Базой экспериментального исследования стала МОУ СОШ № 7 ст. Убеженская, Успенского района. Экспериментальную выборку составили учащиеся 8 – 11 классов (юноши и девушки в возрасте 14-17 лет).

Методы и методики исследования. Специфика, цели и задачи исследования определили состав методов, с помощью которых оно было осуществлено. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовался комплекс научных методов: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; тестирование, анкетирование, методы математической статистики.

Практическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости обогащения образовательного процесса практикой обучения навыкам самопознания и саморазвития личности, способствующих эффективному профессиональному и личностному самоопределению в юношеском возрасте, в решении проблем экзистенциального характера. Полученные данные позволили определить основные направления учебно-воспитательной работы образовательного учреждения по формированию навыков самопознания и оказанию психологической помощи в профессиональном и личностном самоопределении. Разработанная программа психологической поддержки процесса самопознания и саморазвития личности в юношеском возрасте может быть использована в работе школьного психолога со старшеклассниками.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования отражают важные аспекты современной ситуации возрастного развития в юношеском возрасте. Рассмотрены основные структурные компоненты самосознания личности и их влияние на процессы профессионального и личностного самоопределения. Они касаются протекания процессов планирования старшими школьниками будущего.

Структура работы.

Работа состоит из 2 глав, введения, заключения, списка литературы из

68 источников и 4 приложений.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ САМОПОЗНАНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Организация и методы исследования

Одним из возможных подходов к изучению роли механизмов самопознания в процессе становления самосознания в юношеском возрасте может выступать психологическое просвещение и консультирование, в основе которого установление доверительных отношений между субъектами педагогического взаимодействия, когда учащиеся включаются в обсуждение проблем самопознания и саморазвития с опорой на полученные знания в области психологии и других смежных наук о человеке.

Искренность в обсуждении этих вопросов может достигаться при использовании методических приемов, ориентированных на раскрытие личности и формирование готовности к поиску творческих решений задач личностного и профессионального саморазвития. В качестве примеров использования методических приемов в работе со старшеклассниками могут выступать анкетные опросы, а также элементы активного социально-психологического обучения в ходе традиционных форм учебной деятельности, в частности на аудиторных занятиях по психологии, на факультативах и в специально организованной внеаудиторной воспитательной работе. Именно формы организации учебной деятельности были взяты за основу анализа эффективности образовательной среды, формирующей самосознание личности, становления образа «Я». При этом нас больше интересовало то, какова роль самопознания в становлении самосознания старшеклассников и какие методические приемы могут оказаться наиболее эффективными в работе в целях повышения мотивационной готовности к применению знаний по психологии в практике решения задач самопознания и саморазвития личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). – Москва – Воронеж: Академия педагогических и социальных наук. 1999.

2. Александровский Ю.А. Познай и преодолей себя. – М., 1992.

3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. – М., 1980.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968.

5. Артемьев П. Психология самопознания или как найти формулу жизни. – М., 2001.

6. Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии0. – М.: Книга, 1991.

7. Березин А.Ф. Развитие субъектности студентов-психологов при освоении ими форм самостоятельной работы // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Развитие личности как стратегия гуманизации образования» /Под ред Е.Н.Шиянова. – Ставрополь, 2000, с. 169-171.

8. Бернс. Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. – М., 1986.

9. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. – М., 1995.

10. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе. //Избранные психологические труды. /Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М., 1995.

11. Введение в психологию. / Под общ ред. А.В.Петровского – М., 1996, - С. 407 – 417.

12. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1993.

13. Джемс У. Психология. – М.: Педагогика, 1991, С. 80 – 119.

14. Диянова З.В., Щеголева Т.М. Самосознание личности. – Иркутск, 1993.

15. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб., 2002.

16. Знаков В.В. Самопознание и самопонимание как проблемы психологии человеческого бытия // Психология субъекта профессиональной деятельности, - М.- Ярославль: ДИА-пресс, 2001, С. 88-104.

17. Знаков В.В., Павлюченко Е.А. Самопознание субъекта // Психологический журнал, 2002, том 23, № 1, С. 31 –41.

18. Зюзько М.В. Пять шагов к себе. – М., 1992, с. 28-31.

19. Как построить свое «Я». / Под ред. В.П.Зинченко. – М., 1991.

20. Кинчер Дж. Книга о тебе. 40 тестов самоисследований. – Спб., 1997.

21. Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М., 1996, с. 158-169.

22. Кон И.С, Психология юношеского возраста. – М., 1979.

23. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самопознание. – М., 1989.

24. Кон И.С. Открытие «Я».- М., 1978, с. 20-35.

25. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.

26. Кондратова М.С. Формирование самооценки как механизма самопрезентации юноши. // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Развитие личности как стратегия гуманизации образования» /Под ред Е.Н.Шиянова. – Ставрополь, 2000, 322-323.

27. Крайг Г. Психология развития. – СПб, 2002.

28. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. Психология значимых отношений. – М., 1989.

29. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М., 2001.

30. Литвак М.Е. Как узнать и изменить свою судьбу. – Ростов н/Д, 1997.

31. Литвак М.Е. Принцип сперматозоида. – Ростов н/Д., 1997.

32. Литвак М.Е. Психологический вампиризм. – Ростов н/Д., 1997.

33. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. Пособие для студ. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002, - 256 с.

34. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Развитие самосознания и проблемы формирования социальной активной личности, - М., 1987.

35. Мотков О. Культурно-психологический потенциал личности // Школьный психолог, 1999, №15.

36. Недбаева С.В. Методические рекомендации и задания по самостоятельной работе студентов в курсе дисциплины «Психология человека».- Армавир, 1997.

37. Общая психология /А.В. Петровского, А.В.Брушлинского, В.П.Зинченко и др. – М., 1986, С. 216 – 225.

38. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.

39. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. – М., 1987.

40. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. – М., 1991.

41. Педагогика и психология высшей школы. /Под ред. С.И.Самыгина. – Ростов н/Д., 1998.

42. Перлз Ф. Опыт психологии самопознания. – М., 1993.Литвак М.Е. Как узнать и изменить свою судьбу. – Ростов н/Д, 1997.

43. Петровский А.В. Введение в психологию. – М., 1995.

44. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы – М., 1999, С. 224 – 242.

45. Платонов К. Занимательная психология. – Спб., 1997.

46. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1997.

47. Прихожан А.М. Психологический справочник неудачника или как обрести уверенность в себе. – М., 1994.

48. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова – м., 1997, С. 343 – 344.

49. Психология развивающейся личности./ Под ред. А.В.Петровского, М., 1987.

50. Психология самопознания: Хрестоматия, - Самара, 2000.

51. Ремшмид Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. – М., 1994.

52. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994.

53. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. – М., 1984.

54. Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. – М., 1988.

55. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М., 2001.

56. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М., 2000.

57. Смирнов С.Д. Педагогика и психология Высшего образования: от деятельности к личности – М., 2001, С. 145 -156.

58. Спиркин А.Г. Сознание и самопознание. – М., 1972.

59. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983.

60. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д, 1997.

61. Сурожский А. О самопознании // Вопросы психологии. – 1994, №5.

62. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М., 2000.

63. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М., 2002, с. 38-54.

64. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М., 1995.

65. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1977.

66. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М., 1999.

67. Энциклопедия практического самопознания. /Сост. А.И.Красило. – М., 1994.

68. Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. – М., 1996.

Похожие работы на данную тему