Государственная служба занятости

Название работы: Государственная служба занятости

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Госслужба

Страниц:

57 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ:

Стр.

Введение…………………………………………………………………… 3 - 6

Глава 1 Рынок труда и государственная служба занятости

1.1 Рынок труда и политика государства ……………….………………. 7 - 13

1.2 Государственная служба занятости населения: её задачи, функции и

роль в экономике…………………………………………………………..13 - 19

1.3 Эффективность программ и услуг на рынке труда…………………. 19 - 31

Глава 2 Проблемы занятости населения и деятельность службы занятости

в Краснокутском районе Саратовской области

2.1 Проблемы занятости населения Краснокутского района на

современном этапе…………………………………………………….….. 32 - 34

2.2 Эффективность работы Краснокутского центра занятости и пути её

повышения…………………………………………………………………. 35 - 40

Глава 3 Пути повышения эффективности работы Государственной

службы занятости………………………………………………………….. 41 - 52

Заключение…………………………………………………………………. 53 - 55

Список использованной литературы……………………………………… 56 - 57

Приложения………………………………………………………………… 58

Выдержка:

Введение

На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в России отталкивалась не от интересов человека, а от потребностей, определяемых общей направленностью экономики на преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена задачам преодоления нехватки кадров, изыскания дополнительных источников рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих мест. Это привело к практически полному исчерпанию трудовых ресурсов и чрезмерному вовлечению в народное хозяйство женщин и лиц пенсионного возраста с ограниченной трудоспособностью. Довольно длительное время в России существовало такое явление, как нерациональная сверхзанятость. На предприятиях и в организациях имел место раздутый управленческий и вспомогательный персонал, количество вакантных рабочих мест в производственной сфере исчислялось миллионами, и в то же время существовала безработица.

Переход к рыночной экономике привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны появилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы.

Так, свертывание деятельности отдельных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальных и горизонтальных экономических связей, установленных в условиях командно-административной системы без учета интересов территорий и трудовых коллективов, резкое ухудшение социально-экономического положения и обострение межреспубликанского (в пределах СНГ) движения населения негативно сказывается на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного населения рабочими местами, способствует возникновению локальных очагов безработицы. Эмиграция населения в страны дальнего зарубежья, в основном, охватывает высококвалифицированные кадры, специалистов, способных выдержать конкуренцию на мировом рынке рабочей силы. Но для России она будет иметь двоякое последствие - с одной стороны, сократится предложение рабочей силы, с другой - ухудшится ее качество.

Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства является развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения. Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции сопровождаются снижением объемов продукции, сокращением числа рабочих мест и работающих. Перестройка системы управления и политического устройства общества сопровождается сокращением числа занятых на руководящих должностях, в аппаратах государственного управления, в армии. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.

Как мы уже говорили выше, осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, с возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом отдельно взятом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица. Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения – увы, наша действительность. Очевидно, что безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. Экономисты же изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияют на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.

Таким образом, возрождение многоукладной экономики, предоставление предприятиям полной хозяйственной самостоятельности, а в целом, всесторонняя демократизация повлекли за собой крупные изменения в теоретических подходах к проблемам занятости. Главное их направление - превращение работника из бессубъектного ресурса командно-административной хозяйственной системы в субъекта экономической жизни. На рынке труда такой работник уже не выступает в качестве бесправного и несвободного, а обладает некоторым выбором способов своего существования. Наконец-то общество признало право работника на самостоятельные действия не только на бумаге, как это было раньше, но и на деле.

В связи с этим, нового осмысления потребовало такое экономическое понятие, как полная занятость. До недавнего времени она приравнивалась ко всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего как задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В отличие от командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право граждан на труд и повышает его экономический статус в обществе. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Никто не имеет права принуждать человека к труду административными способами. Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которой постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.

Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.

Таким образом, регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

Этим и обусловлен выбор цели данного дипломного проекта – рассмотреть деятельность Государственной службы занятости населения и определить её роль в экономике страны.

Основные задачи работы:

- проанализировать ситуацию на современном российском рынке труда и политику государства в этой области;

- рассмотреть задачи и функции, права и обязанности Государственной службы занятости населения;

- систематизировать и обобщить эффективность программ и услуг на рынке труда;

- изучить проблемы занятости населения по материалам Краснокутского центра занятости (Саратовская область);

- представить на рассмотрение пути повышения эффективности работы Государственной службы занятости населения.

Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда с недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров, не всегда соответствующей рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.

С одной стороны, в ходе радикальных экономических преобразований в России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о которых часто предупреждала пресса, пока не наблюдается. Официальная безработица растет относительно умеренными темпами и сейчас ее уровень не превышает 4% экономически активного населения.

С другой стороны, многие проблемы занятости приняли глубинный характер. Речь идет об увеличении скрытой безработицы, о росте доли лиц, обращающихся в службу занятости, среди всех лиц, испытывающих трудности с поиском работы (до 30%), о повышении доли выпускников учебных заведений среди всей безработной молодежи. Одновременно быстрыми темпами развивается занятость в теневой экономике, масштабы которой оцениваются в целом по стране - 10-15 млн. человек.

Примерно также обстоит дело и в районах. Так, свыше 12% экономически активного населения Краснокутского населения Саратовской области испытывают психологическую и профессиональную ущербность, но самое главное - существенные материальные затруднения, что, как правило, отбрасывает их за черту бедности. В России величина совокупной безработицы определяется исходя из количества граждан, ищущих работу и зарегистрированных в качестве безработных в Центрах занятости (ЦЗ). Следовательно, из числа безработных исключаются те, кто не имеет работу, ищет ее, но при этом в качестве безработного не зарегистрирован. Поскольку официальные данные о количестве безработных основаны на ежемесячной отчетности ЦЗ, занижение уровня безработицы, возможно, связано не только с самой процедурой регистрации, но и с присвоением статуса безработного.

Список использованной литературы:

1. Ананьев А. Новые процессы занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике // Вопросы экономики – 1995 - № 5.

2. Балацкий Е. Россия: проблема безработицы в переходный период // Проблемы теории и практики управления – 1993 - № 1.

3. Батяева Т., Гарсия-Исер М., Касаткина А., Кутепова Н. Безработица среди специалистов – российский феномен // Человек и труд – 1993 - № 11.

4. Бестужев-Лада И. В. Безработица? Не может быть! – М.: Знание, 1992.

5. Бородянский Э., Кузьмин В. Реальный путь противодействия безработице // Человек и труд – 1996 - № 9.

6. Бочарова О. Стратегии выживания в российской глубинке // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены - 1999 - № 5.

7. Бузгалин А. В. Переходная экономика – М.: Таурус, 1994.

8. Волынский Г. К вопросу о безработице в переходный период // Российский экономический журнал – 1994 - № 4.

9. Дикарева А. А., Мирская М. И. Социология труда – М.: Высшая школа, 1989.

10. Заславский И. О пользе рынка труда // Вопросы экономики – 1991 - № 9.

11. Карташева А., Кубишин Е. Ситуация на рынке труда: направления развития // Экономист – 1992 - №12.

12. Кашепов А. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России // Вопросы экономики – 1995 - № 5.

13. Колосов В. Правовое регулирование занятости // Советские профсоюзы – 1992 - №2.

14. Коммандер С., Емцов Р. Безработица в России: масштабы, структуры, детерминирующие факторы // Общество и экономика - 1995 - № 4.

15. Корнаи Я. Дефицит - М.: Наука, 1990.

16. Котляр С. Методология оценки безработицы // «Человек и труд», № 8, 1993.

17. Матыцина Н. Обеспечение занятости населения // «Экономист», № 4, 1992.

18. Мацкуляк И. Д. Стратегия занятости: предотвращение безработицы (политико-экономический аспект) – М.: Экономика, 1990.

19. Меннинг Н. Россия в беде // Мир России - 2001 - № 1.

20. Мэнкью Г. Макроэкономика - М.: изд-во МГУ, 1994.

21.О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (апрель 1996 г.) // Российская газета – 1996 - № 84.

22. Перспективные направления политики преодоления безработицы / Фонд «Бюро экономического анализа» - М., 1998. - № 1.

23. Руденко Г. Г. Служба занятости и её функции - М.: РЭА, 1992.

24. Рынок труда Саратовской области в цифрах и фактах // «ТрудИнформ», № 8, 2003.

25.Стендинг Г., Четвернина Т. Загадки российской безработицы // «Вопросы экономики», № 12, 1993.

26.Черненко Д. Рынку труда необходим действенный регулирующий механизм // Человек и труд - 2001 - № 6.

27.Четвернина Т. Безработица в России (официальная оценка и реальные масштабы) // «Проблемы теории и практики управления», № 4, 1994.

28.Хейне П. Экономический образ мышления - М.: Новости, 1991.

29.Экономика труда / Под редакцией Г. Р. Погосяна, Л. И. Жукова - М.: Экономика, 1991.

30. Ядов В. А. О социальных процессах перестройки // Коммунист - 1991. - № 6.

31.Jadd L.R. Role Relations Using Research and Organisation Types // «Public Relations Review» - 1987. - № 9.

32.Reagan J., Anderson R., Summer J., Hill S. A Factor Analysis of Broom and Smith`s Public Relation Role Scale. –Jornalism Quarterly. - 1990. - № 1.

33.http: // Socnet. narod. ru / Rubez / 16 – 17 / Zhidkova htm.

34.http: // Sociology. extrim. ru / eo 3. txt.

Похожие работы на данную тему