Общее недоразвитие речи детей дошкольного возраста

Название работы: Общее недоразвитие речи детей дошкольного возраста

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

102 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАРУШЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И УСВОЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ ДИЗОНТОГЕНЕЗА РЕЧИ 9

§1. Основы психо-неврологического понимания общего недоразвития речи (ОНР) 9

§2.Специфика процесса усвоения родного языка при нарушениях детской речи 19

§3. Культурно-досуговая деятельность в детских садах 31

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕПРОДУКТИВНЫХ ФОРМ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ КДД 45

§1. Оценка сформированности речи дошкольников 45

§2. Методические рекомендации по работе педагогического коллектива над развитием речи детей 58

§3. Программа формирования связной речи у детей с ОНР в процессе КДД 63

§4. Результаты экспериментальной работы 90

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93

БИБЛИОГРАФИЯ 97

Приложение 1 101

Приложение 2 102

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Дети с общим недоразвитием речи – это особая категория детей, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.

Развитие речи ребенка связано с постепенным овладением родным язы-ком: с развитием фонематического слуха и формированием навыков произ-несения фонем родного языка, с овладением словарного запаса, правилами синтаксиса и смыслом речи. Речевые нарушения, возникнув в результате воздействия какого-либо потенциального фактора, сами по себе не исчезают, и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитии малыша.

К сожалению, в отечественной логопедии на сегодняшний день наибо-лее приоритетным и особенно полно разработанным является коррекционное направление, фокусирующееся на преодолении возникающих или уже имеющихся нарушений речи. Это наиболее понятно в силу объективно большего страдания пациента и беспокойства его родных и близких.

Но такое направление отчасти затеняет другие – не менее важные фор-мы работы. Например, использование различных видов творчества, культур-но-досуговой деятельности для устранения речевых нарушений пока не на-шло широкого применения в логопедической практике. Вместе с тем, созда-ние мотивации общения, связанной с творческой деятельностью, наглядной ситуацией, ставят ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоя-тельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями.

Таким образом, потребности практики, а также методическая целесооб-разность концентрации внимания специалистов, имеющих прямое отношение к формированию и развитию речи ребенка на проблеме развития речевого общения в процессе культурно-досуговой деятельности в детском саду, вы-зывает необходимость актуализировать связь детской творческой деятельно-сти и речевой активности.

Степень разработки проблемы. Основные положения дипломной работы строятся на базе теоретических обобщений, полученных в результате изуче-ния методической литературы по вопросам последовательного, целенаправ-ленного преодоления нарушений в речевом развитии детей дошкольного воз-раста на основе учета свойственных детям с недоразвитием речи особенно-стей психического развития.

Так, С.А. Миронова в книге «Развитие речи дошкольников на логопеди-ческих за¬ня¬тиях» в разделе «Обучение детей составлению рассказов» рас-крывает содер¬жание и методы работы по развитию прямой речи. В книге «Нарушение речи у дошко¬льников» (составитель Р.А. Белова-Давид) Е.Г. Корицкая и Т.А. Шимкович в главе «Формирование развернутой описатель-но-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего речевого раз-вития» раскрывают цели работы по формированию развернутой самостоя-тельной описательно-повествовательной речи у детей, указывают два после-довательных направления работы:

1. Формирование речи ребенка с опорой на ранее данный готовый сюжет (работа над пересказом прочитанного и составлением рассказов по сюжет-ным кар¬тинкам и сериям последовательных картин).

2. Формирование речи ребенка без опоры на готовый сюжет.

В книге «Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы» А.В.Ястребова излагает методы коррекционно-развивающего обуче-ния связной речи детей с общим недоразвитием речи, рекомендует приемы, формирующие полноценную речевую деятельность.

В.В.Воробьева указывает причины несформированности связной речи в главе «Особенности связной речи школьников с моторной алалией » в книге «Нарушения речи и голоса у детей » под редакцией С.С.Ляпидевского и С.Н. Шаховской.

Большое внимание уделили вопросу развития связной речи Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева в книге для логопедов «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников».

Пособие М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного произноше-ния» представляет большую ценность для всех специалистов, имеющих дело с развивающейся или нарушенной речью, а также для всех интересующихся проблемами формирования произношения и развития речи ребенка.

К сожалению, в специальной литературе можно встретить лишь отдель-ные упоминания об использовании изобразительной, музыкальной деятель-ности для развития речи (Миронова С.А., Витлугина Н.А.).

Объект исследования. - дети дошкольного возраста с общим недоразви-тием речи третьего уровня.

Предмет исследования. - процесс преодоления общего недоразвития ре-чи у дошкольников средствами культурно-досуговой деятельности.

Цель работы. Разработать пути активизации речевой деятельности до-школьников с общим недоразвитием речи средствами культурно-досуговой деятельности.

Задачи.

1. Изучить специальную литературу по проблемам связной речи у детей с общим недоразвитием речи;

2. Раскрыть виды культурно-досуговой деятельности в детских дошколь-ных учреждениях с точки зрения способности преодоления речевого недо-развития дошкольника;

3. Выявить и проанализировать особенности связной речи у детей с об-щим недоразвитием речи;

4. Разработать модифицированные приемы для развития связной речи;

5. Проверить целесообразность и успешность применения тех или иных приемов.

База исследования. Материалы, на основании которых написана ди-пломная работа, опробировалась в двух специальных логопедических груп-пах для детей с нарушением речи ( 15детей в группе) шестигруппового дет-ского сада № 4 г.Рязани. С целью коррекции речи этот детский сад работает по программе М.Ф.Филичевой, Чиркиной Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи».

Практическая значимость работы. Дипломная работа содержит в себе материалы по развитию речи детей с общим недоразвитием речи средствами КДД, которые могут быть творчески использованы специалистами при со-блюдении общей поэтапности и последовательности в коррекционном обу-чении. Дети с отклонениями в речевом развитии требуют особых подходов в обучении речевому общению.

Методы исследования.

1. Изучение и анализ специальной литературы.

2. Наблюдение за детьми с общим недоразвитием речи в детском са-ду.

3. Экспериментальные исследования.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

В первой главе дается литературный обзор данных об общем недоразви-тии речи у дошкольников, освещаются вопросы этиологии и патогенеза этой речевой аномалии, выделяются ее варианты. В сравнении рассматривается процесс усвоения ребенком родного языка в норме и патологии, а также виды культурно-досуговой деятельности в детских дошкольных учреждениях.

Во второй главе проводится исследование состояния связной речи детей старшего возраста с общим недоразвитием речи, намечаются цели и план экспериментальной работы по развитию речи детей в процессе культурно-досуговой деятельности детского сада. Далее даются методические рекомен-дации по работе педагогического коллектива над развитием речи детей. в процессе культурно досуговой деятельности. В конце второй главы подво-дятся итоги работы по развитию речи дошкольников.

Библиографический список содержит перечень специальной литерату-ры, которая использовалась для исследования.

Приложения содержат экспериментальные данные до, и после проведе-ния с детьми коррекционного обучения по развитию речи, которые свиде-тельствуют о результатах работы с детьми в этом направлении.

. Оценка сформированности речи дошкольников

Целенаправленное формирование связной речи требует углублённого исследования различных сторон этого вида речевой деятельности у детей. К диагностическим и коррекционным методикам предъявляются следующие требования: материал и условия выполнения подбираются с расчетом.

на максимальную доступность для детей по всем параметрам, в методи-ки включается серия однородных заданий, что исключает влияние случайных причин. В соответствии с предъявляемыми требованиями мной проводилось изучение состояния связной речи старших дошкольников с общим речевым недоразвитием (третий уровень), посещающих логопедические группы №1 и №3 детского сада №4 города Рязани. Исследование было направлено на вы-явление возможностей детей в использовании различных видов связных вы-ска¬зываний – от единичной формы до составления рассказов с элементами собствен¬ного творчества. Определялась способность детей к передаче содер-жания знако¬мого литературного текста, зрительно воспринимаемой сюжет-ной ситуации, а также своих жизненных впечатлений и собственного замыс-ла. Комплексное ис¬следование включало семь последовательных экспери-ментальных заданий и про¬водилось методом индивидуального эксперимента. Обследованы 20 детей 5-5,5 лет, имеющих общее речевое недоразвитие, и 10 дошкольников того же возраста с нормальным развитием речи (контрольная группа из этого же детского сада). Опишем резуль¬таты по заданиям.

Первое задание заключалось в составлении детьми предложений (на во-прос: «Скажите, что здесь нарисовано?») по пяти отдельным картинкам, изо-бражающим простые действия (мальчик поливает цветы из лейки, девочка ловит бабочку сач¬ком, девочка делает зарядку, мальчик пускает кораблик по ручью, мальчик строит дом из кубиков). Задание предназначалось для выяв-ления у детей умений постро¬ить фразу, адекватно передающую изображен-ное действие, т.е. состояло в реше¬нии определённой семантико-синтаксической задачи.

Полученные результаты показали, что многие дети с речевым недораз-витием ис¬пытывали трудности в самостоятельном составлении высказыва-ний на уровне простой законченной фразы, в связи с чем возникла необходи-мость в дополнительном вопросе, требующем назвать изображенное дейст-вие («Что де¬лает мальчик, девочка?»). У большинства детей при этом отме-чались ошибки на употребление словоформ, нарушающие связь слов в пред-ложении, длительные паузы с поиском нужного слова, нарушение порядка слов. У 14 испытуемых из 20 наблюдалось сочетание выраженных в разной степени трудностей смыслового и синтаксического характера.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Агафонова И.Н. Рисую и размышляю, играю и учусь – С-Пб, 1993.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей – М,1974.

3. Ветлугина Н.А. и др. Методика музыкального воспитания в детском саду – М.,1989.

4. Выгодский Л.С. Воображение и развитие в детском возрасте – М.,1991.

5. Выгодский Л.С. Мышление и речь – М., 1983.

6. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций – М.,1960.

7. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. – М., 1992.

8. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка – М.,1985.

9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи – М., 1994.

10. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. - М.,1951 г.

11. Елагина М.Г. Значение ситуативно-делового общения со взрослыми для становления активной речи у детей – М.,1985.

12. Жигалкина Т.Г. Игровые и занимательные задания для развития речи дошкольников – М.,1989.

13. Жукова Н.С. и др. Логопедия – Екатеринбург, 1998.

14. Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошко-льников – М., 1985.

15. Зак А.Г. Различия в мышлении детей – М.,1992.

16. Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников – М.,1974.

17. Зееман М. «Расстройство речи в детском возрасте ». - М., 1962 г.

18. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. кукольный театр - дошкольни-ка – М.,1973.м

19. Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками – М.,1967.

20. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка – Ростов на Дону, 1987.

21. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению – Ярославль, 1996.

22. Левина Р.Е. «Основы теории и практики логопедии». - М., 1968 г.

23. Лисина М.И., Сарториус Т.Д. Влияние общения со сверсниками на познавательную активность дошкольников /Под ред. Эльконина Д.Б., Дубро-виной И.В. – М.,1980.

24. Лисина М.И., Капчела Г.И. Общение со взрослыми и психологиче-ская подготовка детей к школе – Кишинев, 1987.

25. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни /Под ред. Давыдова В.В. – М.,1978.

26. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения – М.,1986.

27. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка – М.,1956.

28. Максаков А.И. Правильно ли говорит ребенок – М., 1988.

29. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических за¬ня¬тиях - М.,1996.

30. Михайлова З.А. Игровые занимательные занятия для дошкольников – М.,1990.

31. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей – М.,1995.

32. Обухова А.Ф. Детская психология – М.,1995.

33. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка – М., 1979.

34. Правдина О.В. Логопедия. - М., 1973 г.

Похожие работы на данную тему