Развитие памяти у детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Название работы: Развитие памяти у детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

90 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

Введение...........................................................................................................3

1. Теоретические основ развития памяти у детей дошкольного

возраста.............................................................................................8

1.1 Память как один из ведущих познавательных процессов личности....8

1.2 Виды памяти............................................................................................13

1.3 Особенности памяти детей старшего дошкольного возраста.............20

1.4. Выводы....................................................................................................27

2. Значение игры для развития личности детей дошкольного

возраста............................................................................................28

2.1 Ведущая роль игры.................................................................................28

2.2 Этапы развития игры ребенка-дошкольника.......................................33

2.3 Основные виды игр дошкольников.......................................................35

2.4 Значение игры для развития познавательных процессов.

Развитие памяти у дошкольников в процессе игры.........................41

2.5. Выводы....................................................................................................50

3. Диагностика развития памяти у детей дошкольного возраста.............51

3.1 Анализ литературы по теме исследования..........................................51

3.2 Констатирующий этап...........................................................................52

3.3 Формирующий этап................................................................................60

3.4. Контрольный этап..................................................................................67

3.5. Выводы....................................................................................................74

Заключение....................................................................................................76

Литература.....................................................................................................79

Приложение

Выдержка:

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно pасшиpяются pамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности.

Игра - это жизненно важный и необходимый элемент в развитии, как индивидуума, так и общества в целом. По сложности характера игр можно судить о быте, правах и навыках данного общества.

Ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте – сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра глубоко и всесторонне изучена в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Ф.И. Фрадкиной и др.

Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение. В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания.

В процессе развития обычно личную значимость и привлекательность приобретают, прежде всего, те действия и те проявления личности, которые, став доступными, еще не стали повседневными.

Войдя в игру и раз за разом совершенствуясь в ней, соответствующие действия закрепляются; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни. Ребенок, конечно, не для того играет, чтобы приобрести подготовку к жизни, но он, играя, приобретает Когда ребенок хотя бы на элементарном уровне овладеет приемом «повторение», можно переходить к обучению более сложным — логическим приемам запоминания. Они, как это видно уже из их назва¬ния, основаны на тех или иных способах логичес¬кого мышления. К числу таких приемов относятся, например, «группировка», «смысловое соотнесение» и «схематизация». Овладение ими происходит в два этапа: на первом этапе формируется соответствую¬щее умственное действие, а на втором — ребенок обучается умению применять это действие с целью запоминания и воспроизведения.

В своей работе мы делали ак¬цент на развитии мнемических приемов «группи¬ровка» и «смысловое соотнесение».

3. Развитие умения контролировать результаты выполнения мнемической задачи, т.е. осуществлять самопроверку.

Развивать словесно-образную память — это не только умение ставить мнемическую задачу, но и способ¬ность осуществлять контроль ее выполнения. Пси¬хологической основой самопроверки является умение ребенка соотнести, сличить полученный в процес¬се выполнения какой-либо деятельности результат с заданным образцом. Целью такого соотнесения есть своевременное исправление ошибок и недопущение их в последующем.

Основу самопроверки составляет «воспроизводя¬щее повторение», но она не сводится только к нему. Само «воспроизводящее повторение» направлено лишь на то, чтобы лучше запомнить сто-либо.

Самопроверка — это более сложное действие, вклю¬чающее «воспроизводящее повторение» плюс сопо¬ставление воспроизведенного материала с самим материалом, который нужно запомнить. При само-проверке очень важно осознание цели ее проведе¬ния. Тогда она позволяет вносить коррективы в последующие повторения, делает этот процесс более избирательным (большее внимание уделяется имен¬но тем моментам, которые хуже всего запомни¬лись).

1. Смирнова Е.О. Детская психология/ Е.О. Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 308 с.

2. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: Старшая группа/А.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 1982. – 168 с.

3. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду/ А.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 1975. – 180 с.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии/Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 672 с.

5. Умственное воспитание детей дошкольного возраста/Под ред. Н.Н. Поддъякова. - М.: Просвещение, 1984. – 212 с.

6. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии: Личность. Деятельность. Познавательные процессы/ Г.А. Урунтаева.- М.: Академия, 1998. – 140 с.

7. Шаграева О.А. Детская психология/О.А. Шаграева. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 315 с.

8. Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.

9. Ярошевич О.В. От игры - к учению/О.В. Ярошевич. – Киев: Плопресс, 2000. – 183 с.

10. Курилова Е. Развиваем память /http://www.2mm.ru/vospitanie/240

Похожие работы на данную тему