Развитие дошкольников в игре

Название работы: Развитие дошкольников в игре

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

36 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение. 2

Глава I. Развитие дошкольников в игре. 4

1.1. Общая характеристика процессов развития детей дошкольного возраста. 4

1.2. Игра как ведущий вид деятельности ребенка. 9

Выводы по I главе. 17

Глава II. Эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей развития детей дошкольного возраста с помощью игр. 18

2.1. Организация и процедура исследования 18

2.2. Анализ результатов исследования. 23

Выводы по II главе. 29

Заключение. 30

Список литературы. 31

Приложение 34

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы обусловлена тем, что основной задачей современного образования является развитие творческой, самостоятельной, свободной личности. Наше время – время информационных технологий – требует всесторонне развитых, творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ личности закладывается в дошкольном возрасте. Дошкольные годы сенситивны для развития ребенка, а именно - для становления процессов восприятия, памяти, воображения, мышления.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что основанием для развития ребенка является процесс деятельности. Именно в деятельности происходит развитие дошкольни¬ка. Наиболее благоприятными для развития является такой вид деятельности, как игра, так как именно в ней проявляются разные стороны развития ребенка.

Ведущая деятельность дошкольника – игра - способствует его всестороннему развитию. Положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности: к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых, в общении. Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов. В игре развивается восприятие, память, воображение, образное мышление. Закладывающаяся у дошкольника способность оперировать образами действительности в уме, создает основу для перехода к сложным формам мышления, творчества. Игра дошкольника выступает как средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства, то есть в ней закладываются благоприятные предпосылки для развития.

Цель данной работы – изучение особенностей развития личности дошкольников в игре.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть особенности развития ребенка в дошкольный период;........

Глава 2:

Для участия в контрольном, формирующем и констатирующем экспериментах были отобраны 28 детей старшего дошкольного возраста, посещающих неспециализированный детский сад.

Комплексное обследование психического развития детей и клинико-психологическая оценка характера, структуры и причин задержки формирования игровой деятельности не производились, так как эти процедуры не относятся к задачам данного исследования. В получении дополнительной информации о психическом развитии детей в данном случае не было необходимости, так как мероприятия ограничивались психологической работой по развитию игры, и при отсутствии в игровой деятельности тех проявлений, которые определяются качественным своеобразием психического развития, характерным для тех или иных дизонтогенезов (умственная отсталость, аутизм и др.), экспериментатор приходил к выводу, что психическое развитие ребенка не имеет грубых нарушений, требующих специальных условий обучения и воспитания.

Из экспериментальной группы были исключены те дети, игра которых, помимо указанных характеристик, содержала также выраженные проявления физической агрессии. Эта направленность отбора обусловлена тем обстоятельством, что коррекция излишне агрессивного поведения детей требует дополнительных коррекционных мероприятий, которые не относятся к области данного исследования, а включение в экспериментальную группу детей, отличающихся повышенной агрессивностью поведения, значительно затруднило бы проведение коррекционной работы в подгрупповой форме.

Экспериментальная группа была поделена на семь подгрупп, каждая из которых включала четырех детей. Это подразделение обусловлено тем обстоятельством, что психологическая работа в подгруппе из четырех человек создает возможность не только организовать и контролировать деятельность детей, но и принимать меры по оказанию индивидуальной помощи, вовлекая каждого ребенка в процесс совместной игры. Кроме того, это количество детей в подгруппе, состоящей из старших дошкольников, позволяет распределить игровые роли таким образом, чтобы каждый ребенок был в должной мере вовлечен в игровые отношения, требующие соблюдения определенных правил.

Некоторые дети не вполне освоили игровую деятельности, и поэтому их игра ........

Заключение:

Современные психолого-педагогические исследования исходят из

необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном

взаимодействии с взрослым. Поэтому интересными все чаще оказываются

отношения воспитателей и детей, как участников повседневного

учебно-воспитательного процесса. Особое место при изучении этих

отношений отводится игре, поскольку игровое творчество понимается как обязательная составляющая личностного становления. Этим определяется актуальность исследования.

В отечественной психологи существуют богатые традиции изучения детской игры. Сегодня научный уровень исследования детских игр характеризуется наличием сложившейся теории игры, возможности дальнейшего развития которой во многом, обусловлены стремлением исследователей, разрешить исходные противоречия, заложенные в фундаментальных основаниях этой теории (Т. А. Маркова, Д. Б. Эльконин).

В практике дошкольных учреждений воспитатели часто не знают, как

развивать ребенка в игре. Они опираются на свою интуицию, свой опыт и часто делают ошибки.

В основу нашего исследования легла гипотеза о том, что в результате игровых занятий с детьми дошкольного возраста предполагаются следующие изменения в их отношении к играм: повышение мотивации игры; формирование положительного эмоционального отношения к сложным формам сюжетно-ролевой игры; улучшение произвольной регуляции игровой деятельности; повышение речевой активности детей; активизация способности наделять предметы символическим значением, проявляющаяся в использовании разнообразных предметов-заместителей....

Похожие работы на данную тему