Связь ценностных ориентаций с популярностью телепередач

Название работы: Связь ценностных ориентаций с популярностью телепередач

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

59 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

Введение 3

1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК РЕГУЛЯТОРЫ

СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 6

1.1. Природа ценностной регуляции деятельности 6

1.2. Ценностная ориентация, как разновидность установки 15

2. ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ

ОРИЕНТАЦИИ АУДИТОРИИ 20

2.1. Ведущая роль телевидения в воздействии современных

средств массовой коммуникации на личность 20

2.2. Роль коммуникатора в телевидении 26

2.3. Особенности построения телевизионного коммуникативного

сообщения 30

3. СВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ С

ПРЕДПОЧТЕНИЯМИ В ВЫБОРЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ 36

3.1. Цель и методы исследования 36

3.2. Результаты и их обсуждение 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

Приложения 52

Литература 52

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Проблема исследования. В настоящее время к сильнейшим агентам социального влияния на личность все чаще относят средства массовой информации (СМИ), где телевидение играет ведущую роль. Это связано с глобальными макросоциальными изменениями. Общество XXI века - это информационное общество, где информация становится самостоятельным экономическим и социальным ресурсом, определяя как процессы материального и духовного производства, так и социальную стратификацию. Телевидение же способно передавать информацию максимально доступным способом, для принятия ее не требуется особых усилий. Основной причиной большинства исследований посвященных телевидению, как средству массовой информации, является то количество времени, которое люди затрачивают на просмотр телепередач - по данным исследований - это более 7 часов в сутки. Особенно велика роль влияния телевидения на подрастающее поколение - около 80% российских подростков в свободное время предпочитают смотреть телевизор, что более чем в два раза превышает такую традиционную для данного возраста форму досуга, как общение с друзьями.

Одна из важных особенностей телевидения в том, что аудитории подается не объективная информация, а лишь ее интерпретация, возникшая после отбора, классификации и категоризации фактов и явлений общественной жизни. Специальным образом организованная информация оказывает мощное влияние на формирование образа социального мира у населения, воздействует на их ценностные ориентации и через них регулирует социальное поведение. Таким образом, телевидение играет огромную роль, способствуя вхождению индивида в систему социальных связей. Поэтому, как и другие агенты социализации, телевидение должно находится под пристальным вниманием психологов.

Исследования социально-психологических аспектов средств массовой информации можно разделить на две большие группы: во-первых, это изучение воздействия, оказываемого на аудиторию средствами массовой информации, во- вторых, это исследования психологических особенностей аудитории, определяющих избирательное отношение к предлагаемой информации. Многочисленные исследования посвящены изучению связи личностных особенностей аудитории с предпочтениями в области массовой коммуникации. Рейтинговые компании по всему миру собирают информацию касающуюся размеров и особенностей аудитории, которая смотрит программы телевидения, причем все более акцентируя внимание на качественных характеристиках. Ряд исследований, связанных с проблемой связи ценностных ориентации и массовых информационных процессов, проводилось в нашей стране. А.Г. Даниловой и Л.В. Матвеевой были исследованы особенности влияния культурных различий на избирательность при просмотре телевизионной рекламы; А.Ю. Дроздов отмечал различия в профессиональной сфере при восприятии информации, передаваемой телевидением; И.В. Грошев изучал особенности воздействия тендерных различий на восприятие рекламы; А.В. Шариков и Э.А. Баранова отмечали возрастные различия и установили зависимость между значимыми для аудитории ценностями и предпочтениями в области массовой коммуникации, А.Н. Лебедевым исследовалось зависимость силы влияния телевидения от степени актуализации потребности в данной информации. Вместе с тем, не исследовался важный на наш взгляд вопрос, как влияет на популярность телепередач низкая степень реализованности в жизни значимых для индивида ценностных ориентации.

3.1. Цель и методы исследования

Цель нашего исследования - установление зависимости предпочтений в выборе телевизионных передач у студенток и системы ценностных ориентации в данной выборке. Мы предположили, что у группы лиц, выбирающих определенную телепередачу, положение ряда ценностей в иерархическом ряду будут существенно отличаться от иерархического профиля в целом по выборке. Эта разница будет проявляться не только при изучении значимости ценностей для индивида, а также и при анализе степени реализованности в жизни ценностей.

Задачи исследования:

1) выявления зависимости между наиболее значимыми для индивида ценностями и популярностью;

2) выявления зависимости между ценностями, имеющими низкую степень реализованности в жизни при достаточно высокой их значимости и популярностью телепередач.

Описание методов исследования. Для установления зависимости между ценностными ориентациями и популярностью телепередач использовались анкета с тематическим списком телепрограмм, методика ценностных ориентации Рокича (Приложение 1).

Процедура. На первом этапе исследования была составлена анкета с тематическим списком телепрограмм (Приложение 1). Список телепередач был составлен после анализа программы телевизионных передач, передаваемых каналами ОРТ, РТР, НТВ, ННТВ, «Волга», «Сети НН», ТНТ, «Стрежень», «Диалог» и СТС.

На втором этапе проводился опрос студентов по анкете и по методике ценностных ориентации Рокича. Испытуемым предъявлялся список терминальных и инструментальных ценностей с просьбой проранжировать ценности по значимости, а так же оценить, насколько каждая из них уже реализована в жизни испытуемого.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования/ЛТсихол. журнал, 1994. Т.15.№4. С.39-55

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998. - С.376

3. Андреева.Г.М. Психология социального познания»: М.: Аспект Пресс, 2000. - С.288

4. Бубнова С.С. Принципы и методы исследования ценностных ориентации личности как как системы с нелинейной структурой/ТПсихологическое обозрение, 1997. №1(4). С.12-14

5. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М. 1991. -С.115

6 Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. - М.: Аспект Пресс, 2001. С. 120

7. Данилова А.Г. Матвеева Л.В. Особенности восприятия телевизионной рекламы, выполненной в различных культурных традициях/ТПсихологический журнал, 2000. Т.21.№4. С.98-107.

8. Дроздов А.Ю. «Агрессивное» телевидение: социально-психологический анализ феномена// СОЦИС, 2001. №8. С.62-68

9. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности// Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000, С.256-269

10. Грошев И.В. Тендерные образы рекламы// Вопросы психологии, 2000. №6. С.38-49

11. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - -С.448

12. Козлова Н., Рылева С., Степанов Е., Федотова В. Ценностные ориентации -предпосылка программ переустройства общества// Общественные науки и современность, 1992. №1. С.36-45.

13. Лебедев А.Н. Психологическое исследование воздействия рекламы на поведение потребителей//Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. С.273-285

14. Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре// Психологический журнал, 2001, том 22, №3. С. 26-36.

15. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. - М.: «Смысл», 1992. -С. 17

16. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности// Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. 1996. №4. С. 35-43.

17. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности// Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. 1997. №1. С. 20-27.

18. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: ПИТЕР, 1999. С. 153-195

19. Петти Р., Качоппо Д. Зависимость реакций на количество и качество аргументов от актуальности проблемы: центральный и периферийный пути убеждения/ЛТрактикум по социальной психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - С.62-79

20. Почепцов Г.Г. Профессия имиджмейкер. - СПб.: Алетейя, 2000. - 256С.

21. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М. 1976. С. 254-277

22. Психология: словарь /Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. - 494 С.

Похожие работы на данную тему