Особенности восприятия эмоции у детей

Название работы: Особенности восприятия эмоции у детей

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

75 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

Введение 2

Глава 1. Теоретические подходы к исследованию восприятия эмоций детьми с умственной отсталостью легкой степени 10

1.1. Понимание и восприятие эмоциональных состояний 10

1.2. Понятие и характеристика умственной отсталости. 28

1.3. Особенности развития умственно отсталых школьников в возраста 11-13 лет 36

Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей восприятия эмоциональных состояний детьми 11-13 лет с легкой степенью умственной отсталости 44

2.1. Программа исследования 44

2.2. Результаты исследования 49

2.3. Выводы 61

Заключение. 63

Библиография 66

Приложения. 73

Выдержка:

Дети с проблемами в развитии, включаясь в процесс общения, должны уметь понимать поведение другого человека по внешней экспрессии, оценивать качества личности людей, ориентироваться в конфликтных ситуациях, актуализировать и обобщать свой социальный опыт и принимать правильные решения в различных ситуациях.

Особое место в межличностном взаимодействии в аспекте социальной перцепции занимает тема невербальной коммуникации. По определению В.А.Лабунской, невербальное поведение личности - это социально и биологически обусловленный способ организации усвоенных индивидом невербальных средств общения, преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действий и поступков.

Потенциальные возможности невербального поведения как полифункционального процесса раскрывают перспективы более глубокого изучения детей, имеющих проблемы в развитии, создавая новые возможности социально-адаптационных механизмов для них.

Познание, взаимовлияние и взаимооценивание друг друга происходит в различных видах совместной деятельности. От того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение другого человека, т.е. невербальное поведение личности, во многом зависит характер взаимоотношений и результат, к которому они приходят в совместной деятельности.

А.А.Бодалев неоднократно подчеркивает, что достижение положительного результата в общении, как правило, связано с адекватным чувственным отражением общающихся субъектов. Отрицательный результат в общении часто оказывается следствием неадекватного отражения внешней экспрессии общающихся, неправильной интерпретацией информации друг о друге. На первый план в восприятии человека выступают те качества, которые в данный момент являются наиболее значительными и наиболее информативными. Такой способностью обладают невербальные средства общения личности: визуальные, акустические, тактильные, ольфакторные.

Данное исследование посвящено изучению особенностей восприятия и понимания эмоциональных состояний человека умственно отсталыми детьми 11-13 лет.

Понятие «эмоциональные состояния» включает в себя эмоции, чувства и аффекты (А.Н.Леонтьев, 1971). Выделяют различные эмоциональные состояния, такие, как «тревога», «стресс», «апатия», «напряженность». А.А.Лабунская выделяет шесть основных эмоций, или эмоциональных состояний: радость, удивление, презрение, страдание, страх, гнев. В дальнейшем мы считаем употребление понятий «эмоции» и «эмоциональные состояния» синонимичными, не исключающими друг друга.

По данным экспериментальных исследований (K.Leonhard, 1968; G.W.Allport, 1961; Е.Ф.Бажин, 1978; P.Ekman, 1988; И. Н. Горелов, 1980), из перечисленных характеристик экстралингвистического и паралингвистического компонентов большей значимостью по созданию образа человека, распознаванию его эмоционального состояния, выявлению индивидуально-типологических особенностей личности обладает интонация. Она рассматривается нами как психологическая составляющая процесса отражения человека человеком.

В настоящее время в литературе широко представлена проблема непосредственного наглядно-образного отражения людьми друг друга, формирование образа о другом человеке в русле социальной перцепции (G.W.Allport, 1961; А.А.Бодалев, 1965;В.Н.Куницина, 1971; P.Ekman, 1973; А.С.Золотнякова, 1976; Г.В.Дьяконов, 1980;В.Н.Князев, 1982; В.Н.Панферов, 1983). N.Frijda (1969) процесс отражения человека человеком рассматривает как полифункциональный процесс, характеризующийся высокой информативностью. Большое значение в процессе восприятия человека человеком придают невербальной коммуникации ААЛабунская (1986), Х.Х.Миккин (1975), И.Н.Горелов (1980). А.В.Шленской (1995) принадлежит разработка структуры невербального общения.

У девочек с легкой степенью умственной отсталости снижение ТР эмоций выражено в большей степени, чем у мальчиков. Суммарный показатель ТР у них снижен — по сравнению с девушками из контрольной группы — на 17% (р≤0,05), а у мальчиков с легкой степенью умственной отсталости по сравнению с мальчиками из контрольной группы — на 10% (р≤0,05). У девочек снижена ТР пяти эмоций — радости, страха, печали, удивления, презрения, а у мальчиков четырех — печали, гнева, презрения, удивления.

Вследствие более значительного снижения ТР эмоций у девочек с легкой степенью умственной отсталости у них нивелируются половые различия в распознавании эмоций по мимике, характерные для испытуемых контрольной группы. У девочек контрольной группы суммарный показатель ТР эмоций — 68%, что гораздо выше, чем у мальчиков — 58%, (р≤0,05); они лучше мальчиков распознают по мимике женского лица страх и печаль: ТР печали у девочек —84%,, а у мальчиков — лишь 57%, (р≤0,05). а ТР страха соответственно 55% и 38% (р≤0,05)

У мальчиков и девочек с легкой степенью умственной отсталости суммарный показатель ТР эмоций приблизительно одинаков – 48% и 51%; не отличается также ТР печали – у мальчиков с легкой степенью умственной отсталости — 45%, а у девочек с легкой степенью умственной отсталости – 47%; а ТР страха у мальчиков с легкой степенью умственной отсталости даже выше – 45%, чем у девочек этой группы — 35%.

Результаты исследования распознавания эмоций по схематическому изображению (3-я серия) представлены в таблице 3.

64. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. Под редакцией Ж.И.Шиф - Москва, Педагогика, 1972г.

65. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др.; Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. – М.: Педагогика, 1983

66. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946

67. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника – Москва, Просвещение, 1979г.

68. Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников. - М., 1989 г.

69. Слепович Е. С. Особенности активной речи дошкольников, отстающих в развитии : Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1978.

70. Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. Минск, 1989.

71. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000

72. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.

73. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М., 1986.

74. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкин Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер, 2005

75. Тупаногов Б.К. Коррекционно – педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития. // Дефектология – 1994г. - №4 – с.9.

76. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с ЗПР. М., 1990.

77. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ

Похожие работы на данную тему