Введение
Актуальность темы. Проблема межличностного взаимодействия и конфликта сегодня приобретает особое значение. Практика обучения и воспитания в учебных заведениях имеет дело с группами учащихся, между которыми складываются довольно сложные взаимоотношения. Причинами, усложняющими межгрупповые и межличностные отношения, обусловливающими рост напряженности и конфликтности, являются глубинные преобразования нашего общества, неблагоприятная социальная среда, отрицательно влияющая на психическое состояние человека, приводящая к снижению его работоспособности, стимулов к жизни, смещению ценностных ориентаций, мотивов, возникновению отрицательных эмоциональных переживаний, вызывающая рост агрессивности, напряженности.
Особенно актуальной данная проблема является для подросткового возраста, который в силу специфических психологических особенностей «переходного возраста» и ещё не установившейся психики, остро и не всегда адекватно реагирует на изменения, происходящие в окружающем его мире, осуществляя поиск способов «взрослого поведения».
Подростковый возраст – период, в который происходят наиболее значительные изменения в психике. Именно в данное время межличностное общение становится центром жизненной ситуации молодых людей. При этом, с одной стороны, на процесс межличностного взаимодействия оказывают влияние и психологические особенности возраста, и окружающий мир и личностные качества подростка, с другой стороны – межличностное взаимодействие определяет точку опоры и формирование внутренних контуров личности подростка, что оказывает значительное влияние на формирование личности и ее социализацию.
В этой связи актуальна проблема овладения оптимальными способами реагирования в ситуации конфликта, особенно в подростковом возрасте. Важность задачи по предупреждению и преодолению конфликта, приводит к актуальности исследования проблемы повышения эффективности межличностного взаимодействия.
Библиография
Словари
1. Горностай П., Титаренко Т. Психология личности: словарь-справочник. - К.: "Рута", 2001.
2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М., 1988.
3. Педагогический энциклпедический словарь. /Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая российская энциклопедия, 2003.
4. Психологический словарь. /В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Б.Ф. Ломов и др. – М.: Педагогика, 1983.
5. Психологический словарь /Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. - М.: Педагогика - Пресс, 1996.
6. Психологический словарь /Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. - М., 1990.
7. Психология: Словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.
8. Словарь по социальной педагогике. /Сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002.
9. Словарь практического психолога./Сост. С.Ю. Головин. – Минск: ООО «Издательство АСТ», 2001.
10. Словарь-справочник по педагогике. /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Сфера, 2001.
11. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. – М.: Академия, 1996.
12. Философский словарь. - 3-е изд. - М., 1975.
13. Философский словарь. /Под ред. М.М. Розенталя. – М.: Изд-во политической литературы, 1968.