Влияние педагогики Монтессори на личностное становление ребенка дошкольного возраста

Название работы: Влияние педагогики Монтессори на личностное становление ребенка дошкольного возраста

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Психология

Страниц:

33 стр.

Год сдачи:

2009 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ МОНТЕССОРИ 6

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ 16

3. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА В СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Проблема формирования личности ребенка дошкольного возраста традиционно занимает одно из ведущих мест в психолого-педагогической науке и практике. Поиск решения проблем активизации внутренних ресурсов человека, создания условий для творческого расцвета сущностных сил ребенка, полноценного и гармонического развития его личности поднимается в разные исторические эпохи и восходит главным лейтмотивом становления педагогической науки от Я.А. Коменского и И.Г. Песталоцци к К.Д. Ушинскому, Л.С. Выготскому и к современным исследованиям.

На современном этапе развития российского общества третьего тысячелетия этот вопрос звучит с особой социальной злободневностью. Необходимость системных экономических преобразований, выхода на высокие гуманитарные стандарты существования требует реформирования современной отечественной школы и дошкольного образования на основе широкого обращения к лучшим образцам мировой инновационной педагогической практики.

3. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА В СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ

По Марии Монтессори процесс развития детской личности подразделяется на три фазы:

первая стадия детства (0 – 6 лет)

вторая стадия детства (6 – 12 лет)

юность (12 – 18 лет).

Каждая из этих стадий представляет собой отчетливый самостоятельный отрезок развития.

Фаза первой стадии детства (0 – 6 лет) – важнейшее время жизни, поскольку именно в это время формируются личность и способности ребенка. Монтессори понимает первые шесть лет жизни как вторую эмбриональную фазу роста, в которую развиваются дух и душа ребенка. В то время как взрослый человек фильтрует свои восприятия, ребенок впитывает в себя окружающую среду и она становится частью его личности.

Ребенок – это, прежде всего не объект для учебных и воспитательных воздействий со стороны учителя, а субъект, способный к диалогу, сотрудничеству, совместной деятельности.

В этой связи все большее значение начинает приобретать новый тип обучения, пришедший на смену старому, традиционному, который характеризуется стимулированием активного отклика на возникающие перед школьником проблемные ситуации.

Это означает создание для учащегося возможностей занять инициативную позицию в учебном процессе; усваивание учебного материала через познание мира, вступая с ним в активный диалог; самостоятельный творческий поиск ответов на основе имеющегося опыта с одновременным обогащением его, то есть возможностей, обеспечивающих развитие индивидуальных качеств личности школьника. [2 c.151]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александрович Э. Новая педагогика (метод Монтессори). СПб, 1913.

2. БаряеваЛ.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – Спб.: Союз, 2001. – 320 с.

3. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. – М., 1972. – 142 с.

4. Гаврилушкина О.П. К вопросу об эстетическом воспитании в детском саду для детей с нарушением интеллекта // Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Н.Г. Морозовой. – М.,1978. – С. 87 - 95.

5. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Книга для воспитателя. – М.: Просвещение, 1985. – 72 с.

6. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991. - 134с.

7. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». – М., 1965. – 52 с.

8. Давыдова С.И. Роль действий по подражанию, образцу и словесной инструкции в обучении умственно отсталых дошкольников. – М., 1976. – 20 с.

9. Дмитриева В. Г. Академия раннего развития. Методика Марии Монтессори, или помоги мне это сделать самому. - Издательство: АСТ, Сова, 2006 .

10. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно – правовых и программно – методических материалов. – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 472с.

11. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2009. – 175 с.

12. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта // Дефектология. 2000. - 3. – С. – 66 – 78.

13. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2004. - 220 с.

14. Кинаш Е.А. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к овладению письмом в условиях специализированного дошкольного учреждения // Дефектология. – 2003. – 3. – С. 50 – 55.

15. Красногорская Л.И. Монтессори. Педагогическая энциклопедия. М, 1965.

16. Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе / Издательство: Карапуз, 2009. – 288с.

17. Педагогика Марии Монтессори (курс лекций). Часть 1, 2. М, 1993.

18. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2001, 2005. – 184 с.

19. Хайртдинова Л.Ф. Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушением интеллекта // Дефектология. - 2001. – 1. С.

Похожие работы на данную тему