Особенности эмоционально-личностной сферы юношей, занимающихся BMX

Название работы: Особенности эмоционально-личностной сферы юношей, занимающихся BMX

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

73 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Юношеский возраст и неформальные группы 8

1.1. Психологические особенности юношеского возраста 8

1.2. Особенности изучения неформальных молодежных объединений 16

Глава 2. BMX как вид спорта и личность спортсмена 23

2.1. BMX – история и общие понятия 23

2.2. Личность как субъект и объект общественных отношений в спорте 28

2.3. Особенности эмоциональных переживаний в спорте 40

Глава 3. Организация и методики исследования 45

3.1 Постановка проблемы и задач исследования 45

3.2 Организация исследования 48

3.3. Методики исследования 49

3.4. Методы обработки результатов исследования 56

3.5. Результаты исследования и их интерпретация 57

Заключение 67

Список литературы 68

Приложения 74

Выдержка:

Введение:

Неформальные объединения молодежи - это несанкционированные властью, автономно и спонтанно возникающие молодёжные группы и движения, объединённые общими идеалами и интересами, отличными от общепринятых, традиционных представлений о престижном и полезном. Неформальные объединения молодёжи исторически возникают вместе с выделением молодёжи в отдельную социально-демографическую группу, расширением границ молодёжного возраста, с ростом многообразия форм её воспитания и образования. Неформальные объединения молодёжи образуют особый молодёжный социум или молодёжную субкультуру, в которой выражаются как специфически молодёжные интересы (спорт, мода, секс и т.д.), так и своеобразно понимаемые молодёжью традиционные формы деятельности (политика, искусство, бизнес и т.д.). В качестве неформальных объединений молодёжи выступают разного рода инициативные группы, клубы по интересам, "группы риска" и т.д. Хотя во всех такого рода молодёжных объединениях господствует спонтанное, неформальное общение, они имеют вполне определённую внутреннюю структуру. Для всех неформальных объединений молодёжи характерно наличие неформальных лидеров, идентификационных символов и ритуалов, особого языка (слэнга). Сверх того, многие молодёжные группы располагают своими рабочими и печатными органами. Все неформальные объединения молодёжи условно можно подразделить на объединения молодёжной субкультуры и молодёжные группы социально-политических инициатив.

Многочисленные исследования молодежных объединений главным образом уделяют внимание типологии и классификации, а не углубленному их анализу. При этом изучаются, прежде всего, политизированные и общественно полезные или антисоциальные, типа нацистов. Остаются в тени подростковые группы по месту жительства, возникающие и существующие ради удовлетворения своих потребностей, интересов и поддерживающие полулегальный статус. Их деятельность, как и других неформальных групп, не регламентирована правовыми документами, неподотчетна государственным и общественным организациям. Они подчеркнуто развивают свою субкультуру, для которой характерна замкнутость и альтернативность. Являясь промежуточными между общественными объединениями, организациями и нелегальными преступными группами, эти объединения зачастую формируют криминогенную субкультуру. Состав их разнообразен: школьники, учащиеся ПТУ, техникумов, студенты вузов, работающие, не работающие и не учащиеся. Их антиобщественная деятельность основана на двух тенденциях:

1) институционализации путем осуществления общественно полезных устремлений;

2) криминализации из-за невозможности добиться цели легально.

Основными социальными факторами, способствующими возникновению неформальных молодежных групп, являются: невозможность самореализации в кругу семьи, в школе, институте или формальных общественных организациях, отсутствие взаимопонимания или разногласие, расхождение во взглядах с родителями и преподавателями. Среди побуждающих мотивов стремление к уходу молодежи в неформальные группировки, объединения можно назвать такие, как стремление обрести единомышленников, оказаться в зрелищной среде себе подобных, получить возможность общения и взаимопонимания, уйти от одиночества, заполнить свое свободное время, уйти от постоянного надзора родителей, учителей, противопоставить силе общества коллективную силу объединения или группы.

Социологические опросы показывают, что при отрицании, неприятии форм досуга, предлагаемых подросткам обществом и государством, они, подростки, вполне удовлетворены своим альтернативным, часто асоциальным, времяпрепровождением: дворовыми, дискотечными, рок-тусовками, прогулками по городу или просмотром остросюжетных, лишенных интеллектуального содержания боевиков, сопровождением "культовых" музыкальных групп или спортивных команд и т.п.

Общественное мнение и власть выражают недовольство неформальными объединениями. Однако, как нам кажется, на самом деле при определенных условиях неформальные объединения могут перестать ими быть. Однозначное определение того, что неформальные объединения несут в себе только отрицательные моменты, нам кажется не совсем оправданным. Мы считаем, что вхождение в ряд молодежных объединений положительно воздействует на социально-психическое развитие молодых людей. Но как сказано выше исследований на эту тему не проводилось. Это говорит об актуальности выбранной нами темы.

В смежных областях с исследуемой темой можно отметить следующие работы: Так проблемы ФК и спорта как социальных институтов исследуются в работах Н. Пономарева, Н. Визитей, Л. Лубышевой, Г. Эдвардса и др. Собственно социальная роль и значение физической культуры и спорта анализируется в работах В.Г. Бауэра, Л. И. Лубышевой, П.А. Рожкова, И.Ю. Мазова. Теоретические подходы к осмыслению сущности экстремального спорта рассматривали В.М. Сопов, М.В. Аверина, В.К. Гинзбург. Социологическим и педагогическим исследованиям молодежного движения, объединений и положения молодежи в обществе, организации ее досуга занимались И.П. Башкатов, С.А. Беличева, Х.Г. Велинг, Д. Дамм, Т.В. Егорова, Р. Екерт, А.С. Запесоцкий, В.Т. Лисовский, И.С. Кон, И.С. Полонский, В. Шелд, Ф. Штиммер и др.

Глава 3:

Экспериментальная часть исследования проводилась в 2009 году в среде «группировок» юношей занимающихся BMX (Bicycle Moto X-treme) в г. Москвы. В исследовании приняли участие 25 юношей, чей опыт занятий BMX (Bicycle Moto X-treme) колеблется от 4 месяцев до 5 лет. Возраст исследуемых от 16 до 21 года (в среде занимающихся BMX (Bicycle Moto X-treme) присутствуют возрастные группы от 12 до 29 лет). Мы ограничили возраст участников выборки в связи темой работы. Под определение юноши в нашем понимании попадают лица мужского пола в данном возрастном отрезке.

В качестве юношей не занимающихся BMX (Bicycle Moto X-treme) (не спортсмены) выступили студенты электротехнического факультета МГТУ 1-3 курс, так же в количестве 25 человек.

Исследование проводилось в течении 8-и дней и включало следующие этапы:

• Подготовка к исследованию

o Организация исследование на месте (отбор испытуемых, подготовка помещений) 1 день

o Подготовка стимульного материала 1 день

• Проведение исследования

o Исследование с использованием методов наблюдения и беседы - 1 день

o Исследование агрессивности по Бассу-Дарки - 1 день

o Диагностика социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р. Даймонда (Опросник СПА) - 1 день

o Исследование самооценки, тревожности. (Спилбергер) - 1 день

• Обработка результатов исследования 2 дня

3.3. Методики исследования

Исходя из цели и задач работы, для исследования эмоционально-личностной сферы юношей занимающихся BMX (Bicycle Moto X-treme) нами использовались:

• Исследование агрессивности по Бассу-Дарки [16].

• Диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р. Даймонда (Опросник СПА). [45]

• Шкала самооценки, тревожности. (Спилбергер) [22]

Всего использовались 3 диагностических вопросников и тестов, с помощью которых получено 30 диагностических шкал.

Исследование агрессивности по Бассу-Дарки

Можно разделить проявления агрессии на два основных типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.

А. Басе, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".

При составлении опросника использовались принципы:

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности – 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний, проективными методиками и т.д.

Стимульный материал и ключ представлен в Приложении 1.

Заключение:

Экстремальные виды спорта в настоящее время приобретают все более широкое распространение. При этом именно для данной области исследование эмоционально-личностной сферы спортсменов имеет первоочередное значение. Изучение эмоционально-личностной сферы спортсменов-экстремалов необходимо в связи с вопросами безопасности и социальной адаптации.

В работе были рассмотрены проблемы молодежных объединений группировок. На основе анализа литературных источников определены особенности психологии малых групп и особенности психологии юношеского возраста. Так же мы рассмотрели специфику молодежного движения BMX (Bicycle Moto X-treme).

В ходе работы были выявлены основные черты личности спортсмена ВМХ, описаны отличительные аспекты его эмоциональной сферы.

Проведенное нами исследование подтвердило часть выдвинутых нами гипотез. И как следствие этого, можно сделать вывод о том, что занятия BMX (Bicycle Moto X-treme) способствуют снижению уровня агрессии и тревожности при этом не происходит снижения уровня социально-психологической адаптации в отличие от некоторых других молодежных групп.

То есть, занятия BMX (Bicycle Moto X-treme) можно использовать как способ психологической разрядки, снятия напряжения. Однако данный метод релаксации подойдет не всем, так как накладывает серьезные ограничения по физической подготовленности.

Методы психической подготовки спортсменов приведены в Приложении 4.

Похожие работы на данную тему