Особенности формирования межличностных отношений подростков с девиантным поведением

Название работы: Особенности формирования межличностных отношений подростков с девиантным поведением

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

60 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. Теоретические аспекты особенностей развития межличностных отношение у подростков с девиантным поведением 7

1.1. Понятие межличностного отношения и основные положения отечественных психологов, рассматривающих проблему межличностных отношений 7

1.2. Особенности девиантного поведения и личностная характеристика подростка с девиантным поведением 15

1.3.Особенности развития межличностных отношений у подростков с девиантным поведением 22

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное исследование формирования межличностных отношений подростков с девиантным поведением 35

2.1. Программа опытно-экспериментального исследования 35

2.2. Характеристика используемой диагностической программы 35

3. Тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку) 37

2.3. Характеристика используемой коррекционной программы 39

ГЛАВА III. Результаты опытно-экспериментального исследования 46

3.1. Результаты и анализ полученных результатов на констатирующем этапе эксперимента 46

3.2. Результаты и анализ результатов, полученных на контрольном этапе эксперимента и сравнительный анализ полученных результатов 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58

Выдержка:

Введение:

Подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, это стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, начинается осознание своей особенности и неповторимости. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция.

Девиантное поведение – совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. Оно включает антидисциплинарные, антисоциапьные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение – реакция подростков на трудные обстоятельства жизни. Исследование девиантных подростков раскрыто в работах С.А. Беличевой, И.Б. Громовой, И.С. Кона, Ю.А. Клейберга, И.С. Полонского, И.Ю. Сундиева, Д.И. Фельдштейна и др.

Также в подростковом возрасте огромное значение для развития подростка как личности имеют межличностные отношения вообще и со сверстниками, в частности. Без межличностного общения невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у ребёнка уже в 4 – 5 лет и с возрастом неуклонно усиливается. К 13 – 14 годам происходит переориентация подростка со взрослых (родителей, учителей и т.д.) на ровесников, более или менее равных себе по положению. Эта переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и быстро, но такая переориентация происходит обязательно (исследования Г.С. Абрамовой, Н.А. Амрекулова, Л.Д. Столяренко, Е.И. Рогова, Дж. Морено и др.)

Большую часть своего времени подросток проводит вне дома, общаясь со сверстниками. Содержанием межличностных отношений будет общение, которое имеет большую воспитательную силу, то есть оно выступает не только как средство обмена информацией, но и оказывает влияние на развитие личности подростков: происходит восприятие окружающего мира, преломление норм и ценностей общества. Подросток стремится занять определённое место в группе сверстников. Ярко выражено это, прежде всего, среди сверстников во внеучебной деятельности, где происходит обмен мыслями, эмоциями, нравственными идеалами и духовными ценностями. Главной их потребностью становится: «Научиться общаться», «Научиться лучше понимать друг друга». То есть они стремятся к общению. Одиночество для них невыносимо, оно или тяжело переживется и влияет на дальнейшее формирование личности, таких качеств как замкнутость, стеснительность, отрешённость. Такому человеку тяжело самоутвердиться и найти своё место в обществе. Поэтому очень важно развитие межличностных отношений, поиск близких друзей, на которых можно положиться в любую минуту и которые всегда смогут понять и почувствовать. И наилучшим возрастным периодом для развития межличностных отношений будет подростковый возраст, который является базовым основанием для развития дальнейших отношений.

В российской психологической литературе эта тема исследована недостаточно, не раскрыты особенности взаимоотношений подростков, в целом тема изложена не систематично и кратко.

Глава 3:

Рис. 6. Результаты диагностики подростков по модифицированному варианту опросника «Решение трудных ситуаций» до и после коррекционных занятий.

Как видно на рис. 6, подростки после проведения коррекционных мероприятий реже используют стратегию ухода. Проведение психологических занятий способствует формированию более эффективных стратегий преодолевающего поведения.

Подростки после проведения коррекционных занятий стали менее склонны к наркотизации, что говорит об эффективности данной программы.

Подростки после проведения коррекционных занятий стали более склонны сравнивать свои проблемы с проблемами других людей. По нашему мнению групповая форма работы обучила подростков лучше осознавать свои проблемы и сравнивать их с проблемами других людей.

Подростки после проведения коррекционных занятий стали меньше проявлять агрессию по отношению к другим людям и себе, у них возросли усилия по достижению поставленных целей, что говорит об эффективности проведенной программы.

Результаты диагностики по методике «Самооценка психических состояний» (Айзенк) не выявили значимых изменений после проведенных коррекционных занятий.

Заключение:

Теоретический анализ литературы по теме исследования показал то, что девиантное поведение личности является результа¬том сложного взаимодействия социальных и биологических фак¬торов, действие которых, в свою очередь, преломляется через си¬стему отношений личности. Девиантность возникает как механизм компенсации виктимности личности. Девиантность—это следствие психологической деформации личности, ведущей к утрате механизма интра- и ин¬терсубъективной регуляции социального функционирования личности. Девиантность программируется в процессе нарушенного культурогенеза в семейной и образовательной системах раз¬вития личности.

Профилактика отклоняющегося поведения предполагает сис¬тему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, обще¬ственном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактиче¬ской работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность.

Существуют различные формы психопрофилактиче¬ской работы. Первая форма — организация социальной среды. Вторая форма психопрофилактической работы — инфор¬мирование. Третья форма психопрофилактической работы — активнoe социальное обучение социально-важным навыкам. Данное направление преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы: тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию; тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения; тренинг формирования жизненных навыков. Профилактикой девиантного поведения является организация деятельности, альтер¬нативной девиантному поведению, организация здорового образа жизни, активизация личностных ресурсов подростков склонных к девиантному поведению и минимизация негативных последствий девиантного поведения.

Становление личности индивида не может рассматриваться в от¬рыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включа¬ется. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды на¬ходятся друг к другу".

Природа межличностных отношений в любых общностях доста¬точно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональ¬ные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реали¬зует себя, отдавая об¬ществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её дея¬ния явля¬ются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержа¬нию, ценно¬стям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформаль¬ных объединениях, - индивид про¬являет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отно¬шений с другими.

Эмпирическое исследование показало, что уровень адаптированности подростков выше уровня дезадаптированности. Уровень принятия себя подростков довольно высок. При этом подростки готовы принимать и других, не склонны к конфликтам. Подростки ощущают эмоциональный комфорт, они настроены оптимистично, уравновешено. При этом подростки ориентированы на то, что достижение жизненных целей зависит от их усилий, акцентуируется личностная ответственность и компетентность. У данных подростков средний уровень доминантности, они могут быть ведомыми в группе сверстников. Подростки не склонны к «уходу» от проблем, редко демонстрируют стратегию избегания в конфликтной ситуации.

Подростки не часто используют стратегию ухода из трудных жизненных ситуаций, не склонны к наркотизации, у них средний уровень сравнения своих проблем с проблемами других, средний уровень развития механизмов снижения психического напряжения, уровень проявления вербальной агрессии приближается к высокому. Уровень проявления агрессии к предметам, агрессии к людям, агрессии к себе, интрапунтивного отношения к ситуации у подростков соответствует среднему. Компенсация как стремление человека устранить из сознания комплекс неполноценности за счет целенаправленного развития физических или психических функций, приводящих к переживанию чувства адекватности у данных подростков, соответствует среднему уровню. Стремление подростков прилагать усилия для достижения цели также соответствует среднему уровню.

Наиболее высокие показатели у подростков по шкале авторитарности в межличностных отношениях, зависимости в межличностных отношениях, подчиняемости и альтруистичности.

Похожие работы на данную тему