Животный мир

Название работы: Животный мир

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Экологическое право

Страниц:

24 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

1. Понятие животного мира 4

2. Методы правового регулирования отношений по охране и использованию животного мира 8

3. Система законодательства об охране и использовании животного мира 16

Заключение 23

Список использованной литературы 25

Выдержка:

Введение:

Актуальность настоящей работы состоит в том, что животный мир - жизненно важная органическая часть окружающей нас природной среды, неотъемлемый элемент биосферы, подлежащий всемерной охране и рациональному использованию в интересах нынешнего и грядущих поколений людей. Нормы права призваны сыграть в решении этих глобальных проблем первостепенную роль. Рассмотрим некоторые из аспектов правового регулирования отношений по охране и рациональному использованию животного мира. Несмотря на их значимость, им еще не было уделено должного внимания в юридической литературе. Начнем с самого понятия животного мира, которое прежде всего нуждается в уточнении и корректировке, поскольку оно является исходным и во многом определяющим.

Целью настоящей работы является рассмотрение животного мира как объекта правовой охраны и использования.

Глава 3:

Многие положения нашей Конституции имеют определяющее значение для организации государственного регулирования охраны природы, рационального использования ее ресурсов, в том числе и дикой фауны. В статье 2 Конституции установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Этим конституционным положением определяются многие нормы права, регулирующие охрану и рациональное использование природных ресурсов, в том числе и устанавливающие основные принципы в данной сфере отношений. В основном природоохранном законе - Федеральном законе "Об охране окружающей среды" - предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, среди которых на первом месте значится "соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду".

Конструктивное значение имеет положение, содержащееся в ст. 9 Конституции: земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Действующим законодательством предусмотрена особая охрана прав коренных малочисленных народов и этнических общностей, которые согласно ст. 9 Федерального закона "О животном мире" пользуются особыми правами и привилегиями, если исконная среда их обитания и традиционный образ жизни связаны с животным миром. Наряду с общими правами граждан в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания они наделяются особыми правами, такими, как право на применение традиционных методов добывания объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности, а также правом на приоритетное пользование животным миром. Данное право согласно ст. 49 Федерального закона включает в себя:

- предоставление первоочередного выбора промысловых угодий гражданам, принадлежащим к указанным группам населения;

- льготы в отношении сроков и районов добывания объектов животного мира, полового, возрастного состава и количества добываемых объектов животного мира, а также продуктов их жизнедеятельности;

- исключительное право на добывание определенных объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности;

- иные виды пользования животным миром, согласованные со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Определяющее значение имеет и ч. 2 ст. 9 Конституции, гласящей: земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Это очень важно для установления соответствующего правового режима объектов животного мира.

Для всего экологического законодательства, в том числе и законодательства о животном мире, принципиальный характер носят положения, закрепленные в ст. 42 и 58 Конституции РФ: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Эти конституционные нормы составляют основу правового статуса человека и гражданина.

Эффективному правовому регулированию и использованию животного мира служат и другие конституционные положения, в том числе касающиеся разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 71 - 73).

Первостепенную роль в нем играют федеральные законы, действие которых, как правило, распространяется на всю территорию Российской Федерации. Основополагающим является Федеральный закон "О животном мире" от 24 апреля 1995 года, в котором определены понятия, основные принципы использования и охраны животного мира, формы собственности на объекты животного мира, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также целый ряд других положений и норм, имеющих определяющее значение для иных нормативных правовых актов, действующих в данной сфере отношений. В этом Законе определены цели и сфера деятельности. Он регулирует отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия использования его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды (ст. 2).

Заключение:

Охрана животного мира представляет собой деятельность, направленную на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира.

Животный мир в пределах РФ является государственной собственностью. Животный мир может быть предоставлен в пользование юридическим и физическим лицам для следующих видов пользования: охота; рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих; добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства; использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других; изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира. Данный перечень исчерпывающим не является, и иные виды пользования животным миром возможны при прямом установлении конкретного вида в иных нормативно-правовых актах.

Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового. Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности.

Видами прав на пользование животным миром является долгосрочное пользование (для юридических лиц), краткосрочное пользование (для граждан). Правоудостоверяющими документами соответственно являются: долгосрочная и краткосрочная лицензии, а также договор о предоставлении территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.

Похожие работы на данную тему