Исследование правовых основ прохождения государственной службы.

Название работы: Исследование правовых основ прохождения государственной службы.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Госслужба

Страниц:

101 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

1. Правовые основы прохождения государственной службы РФ 6

1.1. Понятие и признаки государственной службы РФ 6

1.2. Система государственной службы РФ 13

1.3. Правовые институты государственной службы 19

2. Общая характеристика прохождения государственной гражданской службы 24

2.1. Процесс прохождения государственной гражданской службы 24

2.2. Стадии прохождения государственной гражданской службы 30

2.3. Процедура прохождения конкурса замещения должности государственной гражданской службы 44

3. Характеристика отдельных элементов процесса прохождения государственной гражданской службы 53

3.1. Право поступления на гражданскую службу 53

3.2. Служебный контракт; порядок и основания заключения и прекращения служебного контракта 63

3.3. Аттестация государственных гражданских служащих 84

Заключение 96

Список источников и литературы 99

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы исследования заключается в том, что процесс построения правового демократического государства в Российской Федерации предполагает наличие действенной системы управления. Эффективность системы государственной службы лежит в основе эффективности государства. Результативность функционирования государственной власти определяется организацией государственного аппарата, а также качеством составляющих его управленческих кадров. Государственная гражданская служба Российской Федерации призвана обеспечить стабильное государственное управление. Главной задачей государственной службы сегодня и в будущем должно быть улучшение государственного управления общественными процессами, а все преобразования государственной службы должны проводиться с точки зрения их влияния на государственное управление.

Новые подходы в организации государственной службы были установлены Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», который определил виды государственной службы и установил ряд основополагающих принципов их правового регулирования. Принят и действует Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Актуализация института государственной гражданской службы в системе государственного управления предопределяется ее ролью в обеспечении жизненно важных интересов граждан, общества, государства. В условиях, когда происходит замена одних политических институтов на другие, государственная служба становится инструментом стабилизации ситуации и управления обществом. Экономически эффективная, дееспособная и результативная государственная служба необходима для поступательного развития и реализации основных приоритетов Российской Федерации в области построения правового демократического государства. Как социально-политический институт государственная служба выступает в роли «балансира» против тенденций, дестабилизирующих общество, для чего она должна иметь нормативно-правовой иммунитет от политических крайностей и пристрастий.

Перед Российской Федерацией стоит задача создать эффективную, продвигающую сотрудников по их заслугам и ориентированную на обслуживание населения государственную службу, стойкую к коррупции, основанную на принципах прозрачности, открытости и обеспечивающую четкую внешнюю подотчетность институтам гражданского общества.

В современных условиях законодательство о государственной гражданской службе можно определить как систему, находящуюся в стадии формирования и развития, идет поиск наиболее рациональных форм взаимодействия различных государственных органов, формируется новая модель государственно-служебных отношений, что и предопределило выбор темы настоящей работы.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие в результате прохождения государственной гражданской службы.

Предметом исследования являются нормы права, регулирующие различные аспекты государственной гражданской службы, а также теоретические основы развития правового и организационного обеспечения государственной гражданской службы Российской Федерации.

Целью настоящей работы является исследование правовых основ прохождения государственной службы.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

- Проанализировать понятие и признаки государственной службы РФ;

- Исследовать систему государственной службы РФ;

- Раскрыть правовые институты государственной службы;

Глава 3:

Ограничения, при которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе, установлены ст. 16 Закона.

Ограничения, связанные с гражданской службой имеют четкое и достаточно обоснованное назначение. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Все ограничения можно условно разделить на две группы:

- ограничения, действующие в отношении лиц, желающих заместить должность гражданской службы (например, гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу);

- ограничения, распространяющиеся на лиц, осуществляющих государственно-служебные полномочия (например, гражданин не может оставаться на должности гражданской службы в случае выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства).

В качестве первого ограничения в сфере гражданской службы названо признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда.

Очевидно, что лицо, признанное недееспособным или дееспособность которого ограничена, не может понимать значения своих действий, осуществлять служебную деятельность, а следовательно, быть допущенным к замещению должности.

Второе ограничение связано с осуждением гражданина к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, или же в случае наличия неснятой или непогашенной судимости.

Отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, также является ограничением в сфере гражданской службы.

Ограничение, связанное с наличием заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, направлено как на лиц, претендующих на замещение гражданской должности, так и на лиц, уже замещающих должности. Существенным условием данного ограничения является необходимость подтверждения заболевания медицинским заключением, форма которого устанавливается Правительством РФ. Это требование Закона является реализацией положения ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 , где указано, что государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность.

Вместе с тем п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона направлен и на защиту граждан от взаимодействия с гражданским служащим, подвергнувшимся опасному для себя и (или) окружающих заболеванию.

Ограничение п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона, связанное с состоянием близкого родства или свойства, является достаточно сложным. Во-первых, оговариваются случаи недопустимости служебных отношений, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью и подконтрольностью одного служащего другому, т.е. совместное осуществление служебных отношений лицами, состоящими в отношениях свойства или родства. Иные случаи не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в замещении должности. Также не должно являться основанием для отказа в замещении гражданской должности состояние родства или свойства, если должности предусмотрены в одном структурном подразделении, но не соподчинены и не подконтрольны. Во-вторых, на законодательном уровне не урегулирован вопрос о необходимости изменения государственно-служебного состояния в случае прямого повышения одного из служащих, состоящего в близком родстве или свойстве. Очевидно, что право на карьерный рост не может быть ограничено данным основанием.

Поэтому представляются возможными несколько вариантов разрешения такой коллизии:

- предложение о переводе на другую должность гражданской службы лица, которое становится непосредственно подчинено или подконтрольно повышаемому служащему;

- предоставление повышаемому служащему новой должности в ином структурном подразделении органа государственной власти и т.п.

Основаниями отказа в возникновении или прекращении служебного правоотношения по норме п. 6 ч. 1 ст. 16 Закона являются:

- выход из гражданства Российской Федерации;

- приобретение гражданства другого государства;

- наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ (п. 6, 7 ч. 1 комментируемой статьи).

Рассматриваемые ограничения имеют конституционную природу, поскольку:

- во-первых, ст. 32 Конституции РФ называет единственную категорию граждан, правомочных замещать должности государственной службы, - граждане Российской Федерации;

Заключение:

Таким образом, деятельностный подход к определению понятия "государственная служба" трактует государственную службу РФ – как профессиональную служебную деятельность граждан России по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Институциональный подход к государственной службе, рассматривает ее в качестве социального института или системы социальных институтов. Государственная служба как социальный институт представляет собой организованную группу лиц, осуществляющих свою деятельность в иерархической, самовоспроизводящейся системе специализированных на выполнении социально значимой функции (управления) материальных учреждений - государственных органов с едиными процедурами взаимодействия внутри себя и вовне, общим статусом лиц, исполняющих задачи государственных органов, направления деятельности которой определяются функциями государства.

Государственная служба представляет собой комплексное явление, имеет различные аспекты (политический, организационный, экономический, нормативный, кадровый, аналитический, социальный, психологический и др.) и потому является объектом изучения многих отраслей науки. Необходимо подчеркнуть, что в качестве социального института государственная служба опосредует отношения между гражданским обществом и государством, представляет собой орган взаимодействия государственного аппарата и общественных структур, государственного служащего и гражданина.

Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" совершенно четко разграничивает во временных рамках момент издания акта государственного органа о назначении на должность и момент заключения срочного служебного контракта. Хотя конкретный период времени, в течение которого представитель нанимателя обязан с момента издания акта о назначении на должность заключить с гражданским служащим служебный контракт, в законе не обозначен.

Именно акт о назначении на должность является основанием для заключения служебного контракта, сам же служебный контракт играет второстепенную роль.

Похожие работы на данную тему