Психологические особенности футбола

Название работы: Психологические особенности футбола

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

Медицина, здравоохранение

Страниц:

17 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

1.Футбол как игровой вид спорта 4

2.Специфика футбола как спорта высших достижений 7

3.Футбольная команда как малая группа 9

4.Командное взаимодействие и проблема лидерства 13

Заключение 16

Список литературы 17

Выдержка:

Введение:

Главной целью спорта высших достижений является достижение максимально возможных спортивных результатов на всевозможных спортивных соревнованиях. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только его личное значение, но и становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных состязаниях вносят свой вклад в поддержании и укреплении авторитета страны на международной арене. Яркий пример тому: футбол. В него играют тысячи, а любят его миллионы.

Футбол один из самых эмоциональных и сложных видов спортивной деятельности. Активность спортсменов приобретает многообразный характер и включает: программирование, контроль и регуляцию собственных индивидуальных действий; реализацию группового взаимодействия в команде; блокирование, затруднение действий игроков и команды противника в целом. Эти моменты, а также возрастающее значение социально-психологических детерминант определяют специфические особенности психологического содержания и структуры соревновательной деятельности спортсменов в командных играх.

Цель работы – определить психологические особенности футбола. В работе ставятся и решаются следующие задачи:

1. Описать футбол как игровой вид спорта;

2. Рассмотреть специфику футбола как спорта высших достижений;

3. Охарактеризовать футбольную команду как малую группу;

4. Выявить особенности командного взаимодействия и коснуться проблемы лидерства в футбольной команде.

Глава 4:

Подобно любой малой груп¬пе, рас¬сма¬три¬ва¬емой в со¬ци¬аль¬ной психологии, футбольная ко¬ман¬да ха¬рак¬те¬ри¬зуется межличностны¬ми отношени¬ями ее чле¬нов. Эти от¬но¬ше¬ния мо¬гут быть форма¬ль¬но чет¬ко регламен¬ти¬ро¬ва¬ны кон¬трак¬том с клу¬бом или быть прак¬ти¬чески несущественны¬ми, на¬при¬мер, в ко¬ман¬дах, со¬зда¬ва¬емых из игроков во вре¬мя от¬ды¬ха на пля¬же [5].

Име¬ет смысл вы¬де¬ле¬ние хо¬тя бы трех ви¬дов фор¬ма¬ль¬ных от¬но¬ше¬ний: жес¬тко¬го членс¬тва, уме¬рен¬но струк¬ту¬ри¬ро¬ван¬но¬го членс¬тва и сво¬бод¬но¬го членс¬тва. Примером первого слу¬жат про¬фес¬си¬она¬ль¬ные ко¬ман¬ды, при¬ме¬ром вто¬ро¬го — школьные команды, при¬ме¬ром тре¬ть¬е¬го — ко¬ман¬ды от¬ды¬ха¬ющих на пляже, группы случайных людей во время массовых культурных мероприятий.

С другой стороны, между членами команд могут быть неформальные, дружеские, приятельские отношения и мо¬жет быть пре¬крас¬ное игровое понимание, выработанное го¬да¬ми тре¬ни¬ров¬ки, и имен¬но эти от¬но¬ше¬ния бу¬дут со¬став¬лять осно¬ву вза¬имо¬дейс¬твия во вре¬мя игры.

В данном случае критерием взаимо¬дейс¬твия мо¬жет быть вы¬ра¬жен¬ность симпатий или ан¬ти¬па¬тий, сте¬пень ре¬али¬за¬ции субъ¬ек¬тив¬ных, не¬фор¬ма¬ль¬ных отношений, эмо¬ци¬она¬ль¬но¬го пе¬ре¬жи¬ва¬ния спор¬тив¬ных си¬ту¬аций..

Специфика футбола как вида спорта требует от участников соревнований вза¬имо¬дейс¬твия. При этом глав¬ным усло¬ви¬ем вза¬имо¬дейс¬твия ста¬но¬вит¬ся со¬от¬ветс¬тву¬ющая сте¬пень организованности ко¬ман¬ды. Сравним: ес¬ли для по¬бе¬ды, например, в лыж¬ной эстафете, достаочно про¬явить индивиду¬аль¬ное мас¬терс¬тво и же¬ла¬ние успеш¬но¬го вы¬ступ¬ле¬ния всей команды, то для по¬бе¬ды в футболе этих фак¬то¬ров мо¬жет ока¬зать¬ся недостаточ¬но. Для этого необходимо владение приемами совместных действий.

Ли¬дерс¬тво в футболе нуждается в изу¬че¬нии по це¬ло¬му ря¬ду при¬чин: необ¬хо¬ди¬мо вы¬явить по¬тен¬ци¬аль¬ных ли¬де¬ров, спо¬соб¬ных взять на се¬бя ответс¬твен¬ность за дейс¬твия ко¬ман¬ды, на¬пра¬вить ак¬ти¬вность груп¬пы по нужно¬му рус¬лу, управ¬лять со¬сто¬яни¬ями от¬де¬ль¬ных чле¬нов ко¬ман¬ды, ес¬ли соре¬вно¬ва¬те¬ль¬ный стресс ока¬жет¬ся для них чрез¬мер¬ным, а так¬же не¬об¬хо¬ди¬мо для вы¬яв¬ле¬ния адек¬ват¬но¬сти са¬мо¬оце¬нок тре¬не¬ра или спортс¬ме¬нов по час¬ти лидерства.

Лидер - член группы, который обладает необходимыми организаторскими способностями, занимает центральное положение в структуре межличностных отношений членов группы, способствуя своим примером организации и управлению группой и достижению целей наилучшим путем для ее членов. Согласно общепринятой трактовке, лидерство - это процесс управления группой и организация поведения людей, которые осуществляют лидеры [2].

Типы лидеров определяются двумя основными факторами: задачей, позво¬ля¬ющей спортс¬ме¬ну или тре¬не¬ру стать ли¬де¬ром и их ре¬аль¬ным межлично¬ст¬ным вли¬яни¬ем на ко¬ман¬ду. Тем не ме¬нее, си¬ту¬аций, тре¬бу¬ющих лидерства, и оттенков межличностного влияния так много, что типология лидерства весьма обширна.

Выход человека в лидеры - результат взаимодействия между ним и группой. Если индивидуальные особенности этого человека, проявленные им в совместной деятельности и общении с остальными членами группы, соответствуют требованиям сложившейся ситуации, то в результате он становится лидером. При изменении групповой задачи и требований ситуации лидером может стать другой член группы. Таким образом, ли¬дерс¬тво бо¬ль¬ше за¬ви¬сит от си¬ту¬ации и раз¬лич¬ных случай¬ных фак¬то¬ров, тре¬бу¬ющих ли¬дерс¬тва, чем от осо¬бен¬но¬стей лич¬но¬сти са¬мо¬го ли¬де¬ра. Ли¬де¬ры в успешных футбольных командах ча¬ще все¬го ориенти¬ро¬ва¬ны на ре¬ше¬ние груп¬по¬вой за¬да¬чи, чем на теп¬лые меж¬лич¬но¬ст¬ные от¬но¬ше¬ния. Ко¬манд¬ное вза¬имо¬дейс¬твие в фут¬бо¬ле ме¬нее тре¬бо¬ва¬те¬ль¬но к ро¬ли тре¬не¬ра как ли¬де¬ра, нежели в видах спорта, требующих сотрудничества либо индивидуальной работы, за¬то тре¬не¬ры в футболе спор¬та долж¬ны быть бо¬лее ком¬пе¬тент¬ны¬ми в во¬про¬сах вы¬яв¬ле¬ния ли¬де¬ров в ко¬ман¬де, в взаимного восприятия у иг¬ро¬ков и чле¬нов эки¬па¬жей. Очень важ¬но, что¬бы ори¬ен¬та¬ция тре¬не¬ра (на за¬да¬чу или на меж¬лич¬но¬ст¬ные от¬но¬ше¬ния) бы¬ла под¬де¬ржа¬на лиде¬ром из чис¬ла спортс¬менов.

Заключение:

Обобщим представленный материал по теме психологических особенностей футбола.

В игре футболист постоянно сталкивается с множеством задач, для решения которых требуется исключительно творческий подход. В играх серьезного уровня именно творчество является одной из самых главных составляющих профессионального успеха. Стратегии могут быть использованы разные, но главным остается полное и ясное понимание игроком задач тренировки и всего тренировочного цикла.

Высокий уровень психических нагрузок в спорте высших достижений усиливает влияние их регуляторов, подразделяемых на внутренние и внешние. Внутренними регуляторами психических нагрузок являются присущие спортсменам паттерны индивидуально-психологических свойств, от которых зависит избирательная чувствительность к различным источникам психических нагрузок. Внешними регуляторами психических нагрузок являются: система отбора в элитные команды и на престижные соревнования; система планирования соревновательной деятельности, согласованность целей выступления в соревнованиях в течение сезона; степень стабильности социальной позиции в элитной команде и т.д.

Поскольку футбол игра командная, на первое место выдвигается взаимопонимание игроков, умение вести грамотные совместные действия. Психологическая подготовка команды к игре характеризуется, в первую очередь, стабильностью, то есть игровой устойчивостью, которая выражается в игровой дисциплине и игровом единстве решения задач; и во вторую очередь - здоровой психологической атмосферой в команде. Спортивные коллективы обладают всеми общими признаками, характеризующими практически любую малую группу, к ним относится: совместная деятельность, общие цели и задачи, определенная организация, межличностные отношения.

Похожие работы на данную тему