Введение:
Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства, которые накапливаются и формируются в бюджете и во внебюджетных фондах. Она призвана обеспечить эффективную реализацию социальных, экономических, оборонных и других функций государства.
Внебюджетные фонды - способ распределения, перераспределения части национального дохода, находящейся в распоряжении центральных, либо местных органов власти и имеющий целевое назначение. Обычно в названии фонда указана  цель  расходования средств.
Порядок образования и использования внебюджетных фондов регламентируется финансовым правом.
Внебюджетные фонды в финансовой системе современной России были образованы в соответствии с Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 17.10.1991г. 
Главная причина их создания – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов в специальную группу и обеспечение их самостоятельными источниками дохода. 
Актуальность  дипломной работы заключена в том, что в современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов. Центральное место в системе  внебюджетных социальных фондов занимает Пенсионный фонд Российской Федерации.   Пенсионная    реформа,   которая   готовилась  последние  годы, 1 января 2002 года стала свершившимся фактом. Новая пенсионная система России, реализуемая в ходе пенсионной реформы, предусматривает совершенно другой подход  и  касается не только пенсионеров, но и буквально каждого работника, от мала до велика.
Внебюджетные социальные  фонды созданы с целью  социальной защиты населения, обеспечения социальной стабильности в обществе, снижения социальной напряженности, обеспечения социальных гарантий, то есть для создания такой системы государственных мер, которые гарантировали бы населению его права в области уровня жизни, потребления и обслуживания.
Перед  внебюджетными фондами стоят  важные задачи:
Глава 3:
                   Фонды обязательного  медицинского страхования образованы в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании  граждан РСФСР» (от 28 июня 1991г). Он определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования  и направлен на усиление заинтересованности  и ответственности как самого застрахованного так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.
                    Обязательное медицинское страхование – составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования. 
                    Фонды обязательного медицинского страхования  являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и предназначены для аккумулирования средств на обязательное медицинское страхование. 
                    Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.  Средства обязательного  медицинского страхования аккумулируются в Федеральном  внебюджетном  фонде и внебюджетных фондах субъектов федерации (включая их филиалы), называемыми территориальными фондами  обязательного медицинского страхования (ОМС).
                    В отличие от других государственных социальных внебюджетных фондов система ОМС  реализуется Федеральным и территориальными фондами ОМС, не зависимыми друг от друга в организационном  плане.
                   Федеральный фонд ОМС является юридическим лицом, подотчетным Правительству РФ, средства фонда являются целевыми, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
         Основные задачи Федерального фонда:
-обеспечение реализации Закона РФ  «О медицинском страховании  граждан 
-обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;
-участие в разработке и осуществлении  государственной финансовой политики в области обязательного медицинского страхования;
-разработка и осуществление комплекса мероприятий по  обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного  медицинского страхования,
-достижение социальной  справедливости и равенства всех граждан.
                    Для выполнения этих задач в области финансовой политики и финансирования Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:
                    - осуществляет выравнивание условий  деятельности территориальных фондов по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
                    - проводит финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;  
           - организует разработки нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию вышеупомянутого закона; 
           - вносит в установленном порядке предложения о страховом тарифе на обязательное медицинское страхование;   
Заключение:
                   Российская экономика в своем развитии уже перешла на новый этап – экономический рост стал стабильным. Но это не означает, что население сразу стало богаче. В 2001г.  в реальном выражении, за вычетом инфляции, люди стали жить лучше на 6%.  
   Продолжается активный поиск новых форм и механизмов обеспечения социальной стабильности, основными составляющими которой являются пен¬сионная система, система социального обеспечения, система медицинского страхования.
  Социальное страхование - одна из форм  социального обеспечения, государственная система  материального обеспечения рабочих, служащих  и их семей пенсиями, пособиями, иными видами обеспечения.  
Социальное обеспечение в конечном счете выражается в виде определенных денежных сумм,  либо материальных и культурно-бытовых благ и услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан. Денежные суммы выплачиваются в виде различных пенсий и пособий.
Критически важный элемент  государственной социальной политики - технология социальной защиты населения. Социальная защита населения – это система государственных мер, гарантирующих населению его права в области уровня жизни, потребления и обслуживания.
На 1 апреля 2002 года в Ульяновской области насчитывалось 379 тысяч пенсионеров, в том числе в самом Ульяновске  - 142 тысяч 842 человека.
Из них 364 тысячи человек получают  трудовые пенсии, 13тысяч  590 человек  - социальные пенсии, 12 тысяч 94 ульяновца – инвалиды и участники Великой Отечественной войны, более 3 тысяч – вдовы погибших солдат.
 Более 43 тысяч 600 пенсионеров-ульяновцев продолжают свыою трудовую деятельность 
Внебюджетные социальные  фонды  созданы с целью обеспечения социальной стабильности в обществе, снижения социальной напряженности, обеспечения социальных гарантий - другими словами  через внебюджетные социальные фонды реализуются   права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение, медицинскую помощь..