Введение:
Условия рыночной экономики требуют от предприятий повышения конкурен-тоспособности продукции и услуг, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и инициативы. Для совершенст-вования и повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности орга-низации необходима систематическая информация о совершаемых операциях, их характере, объеме, об имеющихся ресурсах и выявленных финансовых результатах и их своевременный анализ.
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что достоверный учет и все-сторонний анализ продажи продукции занимает особо важное место в системе бух-галтерского учета, поскольку процесс продаж завершает кругооборот хозяйствен-ных средств предприятия и влияет на величину его прибыли - одного из важнейших показателей финансово-хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономи-ки, который позволяет компенсировать затраты и выполнить обязательства перед бюджетом по платежам, учреждениями банков по кредитам, поставщиками и креди-торами, по оплате труда членам коллектива. Благодаря экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования вырабатываются стратегия и тактика разви-тия предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществля-ется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия.
Для того чтобы правильно и своевременно осуществлять учет результатов производственной деятельности организация должна выбрать и закрепить в своей учетной политике ряд основополагающих принципов и методов по учету продук-ции, варианты которых изложены и закреплены в законодательных актах и реко-мендациях Министерства Финансов Российской Федерации.
От выбранного организацией метода признания выручки от реализации това-ров зависят многие показатели деятельности предприятия или организации. Одним из таких показателей является величина налогооблагаемой выручки, а следователь-но, и величина чистой прибыли, которую получит организация после уплаты всех налогов и сборов.
Объектом исследования явилось ООО НИКВЦ «Социум», основной целью ко-торого является насыщение потребительского рынка электротоварами, а также из-влечение прибыли в интересах его участника. Основным видом деятельности явля-ется розничная торговля электротоварами, что отображено в Уставе общества.
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать процесс продажи продукции на предприятии розничной торговли, изучить особенности ве-дения учета продажи продукции и выработать пути его совершенствования. Постав-ленная цель подразумевает выполнение следующих задач:
• определить задачи учета и анализа продажи продукции, товаров, работ и ус-луг;
• изучить сущность и значение показателей продажи продукции в рыночных условиях;
• изучить порядок учета расходов и доходов от продажи продукции;
• проанализировать факторы влияющие на розничный товарооборот;
• выявить пути увеличения объемов продаж.
Теоретической основой написания работы явились нормативные и законода-тельные акты, труды ученых-экономистов, материалы учебной литературы и перио-дической печати.
Практической основой исследования послужили первичные документы, реги-стры бухгалтерского учета ООО НИКВЦ «Социум».
При написании дипломной работы были использованы различные методы экономических исследований: монографический, статистический, факторного ана-лиза.
Глава 3:
Расходы на продажу представляют собой затраты на реализацию продукции покупателям (потребителям) и поэтому планируются и учитываются в составе ее полной себестоимости. В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, они включают:
• услуги своих вспомогательных цехов, связанные с изготовлением тары и упаковки, стоимость тары, приобретаемой на стороне, оплату упаковки изделий сторонними организациями, расходы на ремонт и содержание тары, если ее стои-мость входит в договорную или розничную цену продукции и оплате покупателем не подлежит;
• расходы на доставку продукции на станцию или пристань отправления, погрузку ее в вагоны и суда, оплату услуг специализированных транспортно-экспедиционных контор при цене поставки франко-вагон (судно) станция (пристань, порт) отправления; оплату железнодорожного тарифа или водного фрахта и другие транспортные издержки, если цены на продукцию установлены франко-вагон (суд-но) станция (порт, пристань) назначения;
• комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовыми и по-средническими организациями в соответствии с договорами;
• расходы на проведение презентаций новых изделий, участие в выстав-ках-ярмарках и т.п.;
• прочие расходы по сбыту (связанные с маркетинговой деятельностью, рекламой и т.п.).
Расходы на продажу (издержки обращения) представляют собой выражение текущих затрат, связанных с процессом обращения товаров.
Учитывают расходы на продажу на одноименном собирательно-распределительном счете 44 по статьям затрат: расходы на тару и упаковку, расходы на транспортировку продукции, комиссионные сборы и прочие расходы по сбыту. Учтенные на счете 44 суммы распределяют по видам реализованной продукции и включают в ее полную себестоимость. Общая сумма произведенных расходов, под-лежащих отнесению на себестоимость реализованных товаров, приводится в обо-ротно-сальдовой ведомости по счету 44 «Расходы на продажу» (приложение Р).
На счетах бухгалтерского учета расходы на тару и упаковку готовых изделий отражаются следующим образом – на стоимость тары и тарных материалов, израс-ходованных на упаковку продукции после ее сдачи на склад, заработную плату с от-числениями на специальные нужды рабочих, занятых упаковкой продукции, погруз-кой изделий в транспортные средства:
Д-т сч. 44 «Расходы на продажу»
Заключение:
В ООО НИКВЦ «Социум», как показал анализ документального оформления и учета розничной продажи продукции (товаров), бухгалтерский учет ведется в со-ответствии с законодательными актами, нормативно-методическими документами и инструктивными материалами. Данные бухгалтерского учета дают разнообразную экономическую информацию для проведения всестороннего и глубокого анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, что позволяет утверждать о тесной связи между бухгалтерским учетом и анализом хозяйственной деятельности на данном предприятии.
Как показывает практика, в ООО НИКВЦ «Социум» соответствующим обра-зом ведется бухгалтерский учет поступления, перемещения и реализации продукции (товаров). Все операции оформляются предусмотренными для этого документами и отражаются на счетах бухгалтерского учета, по которым формируются оборотно-сальдовые ведомости.
Материально ответственное лицо составляет товарный отчет о наличии и движении товаров один раз в месяц. Применение ежемесячной отчетности нецеле-сообразно, так как, во-первых, движение товаров в течение большого периода не контролируется бухгалтерией, во-вторых, неравномерно распределяется работа бух-галтерии в течение месяца, в-третьих, значительный объем работ по проверке и об-работке отчетности переносится на период составления бухгалтерской отчетности.
Проведенный на основе данных бухгалтерского учета анализ динамики разви-тия розничного товарооборота ООО НИКВЦ «Социум» за 2003-2005 гг. позволяет сделать следующие выводы:
• розничный товарооборот предприятия из года в год увеличивается, тем-пы роста его достаточно высокие;
• прирост товарооборота, в основном, достигнут за счет эффективного использования товарных, трудовых ресурсов и материально-технической базы;
• предприятие в 2005 году активно вело работу по дополнительной закуп-ке товаров у производителей и других поставщиков.