Деятельность учителя физической культуры по формированию спортивных групп школьников.

Название работы: Деятельность учителя физической культуры по формированию спортивных групп школьников.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

50 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Социально психологические особенности спортивных групп 5

1.1. Понятие и виды спортивных групп 5

1.2. Особенности взаимоотношений в спортивной группе 20

Выводы по 1 главе 28

Глава 2. Содержание деятельности учителя по формированию спортивных групп 29

2.1. Влияние учителя на психологический климат в спортивной группе 29

2.2. Деятельность учителя по сплочению спортивной команды 37

Выводы по 2 главе 45

Заключение 46

Список использованной литературы 48

Выдержка:

Введение:

На современном этапе развития в нашей стране необходимо прилагать огромные усилия по созданию атмосферы, которая способствовала бы утверждению уважительного и заботливого отношения к человеку, честности, требовательности к себе и к другим, доверия, сочетающегося со строгой ответственностью.

Проблема создания атмосферы высокой нравственности и морали актуальна для спортивной деятельности не менее чем для любой другой. Создать хороший социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены не только успешно взаимодействовали на поле, площадке, но и гармонировали между собой как личности, построить правильные взаимоотношения в коллективе — большое искусство и большой педагогический труд.

Знание социально-психологических основ формирования взаимоотношений, управления спортивной командой помогает учителю физической культуры сделать более эффективной деятельность всего коллектива.

Рост спортивных результатов в настоящее время достигается ценой огром¬ных эмоциональных и энергетических затрат. Причем это касается не только спортсмена (хотя его в первую очередь), но и учителя физической культуры, и товарищей по команде. Эти потери усугубляются, если участники взаимоотношений в команде испытыва¬ют напряжение, если социально-психологический климат характеризуется конфликтами, взаимными претензиями и т. д.

Чем быстрее определенные социально-психологические закономерности станут достоянием учителей физической культуры и тренеров, будут взяты на вооружение в работе, тем быстрее полученные знания реализуются в практическом результате.

Исходя из актуальности рассматриваемой проблемы, нами определена тема исследования - Деятельность учителя физической культуры по формированию спортивных групп школьников.

Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в рассмотрении особенностей деятельности учителя физической культуры по формированию спортивных групп школьников.

Глава 2:

Благоприятный социально-психологический климат группы складывается из:

• наличие уз товарищества;

• взаимопонимание;

• строго соблюдения этических норм поведения.

Нарушение этических норм поведения, например, грубое отношение учителя физической культуры к спортсмену, особенно накануне соревнований, может привести того к срыву регуляторных механизмов самосознания, блокировать процесс формирования мобилизационной готовности и способствовать неудачному выступлению в соревнованиях.

Подготовка спортсменов связана с длительными тренировками в различных условиях, с выполнением большого объема упражнений, значительной физической нагрузкой. Все это вызывает наступления утомления. В это время учитель должен с пониманием относиться к снижению активности у учащихся и ухудшению их настроения. В таких случаях следует добиваться, чтобы провинившегося ученика осудили его товарищи, а не сам учитель. Это повышает чувство ответственности перед коллективом [3].

Школьникам, слабо или неудачно выступившим на соревнованиях, нужно четко объяснить причины этого и указать недостатки, прибавив, что, устранив их, можно рассчитывать на победу в следующий раз. В таких случаях необходимо вселить в воспитанников уверенность в своих силах и способностях.

Размышляя о социально-психологическом климате группы, нетрудно заметить, что многое в этой сложной системе зависит от взаимоотношений.

Эти взаимоотношения делится на формальные и неформальные.

Отношения в неформальной сфере проходят и развиваются спонтанно, поэтому их значительно труднее предугадать. Такие взаимоотношения складываются на основе нерегулируемых симпатий и антипатий, предпочтений, совместных интересов и увлечений членов группы.

Заключение:

Зависимость эффективности формирования спортивных групп школьников от такого социально-психологического фактора, каким являются межличностные отношения в группах и командах, показана данными ряда экспериментов. Сами межличностные отношения зависят от ряда разнообразных факторов (стиля руководства, совместимости, личностных качеств участников деятельности и т.д.) и тесно связаны с ними. Не все эти факторы в настоящей работе исчерпывающе проанализированы. Некоторые не упомянуты вообще. Так, существенное значение в формировании системы межличностных отношений имеет отношение членов команды к своей основной деятельности.

Одной из проблем формирования спортивных групп является проблема конфликтов, как крайней формы негативных взаимоотношении, обостряющих все противоречия и несогласия, интересы, взгляды, споры по вопросам морали, нравственности и манеры поведения повышающих эмоциональную возбудимость и психическую напряженность конфликтующих личностей, всего коллектива. Повышенная эмоциональная возбудимость мешает пониманию смысла слов и поступков, обостряет чувство обиды и неудовлетворенности. Спортсмен, будучи в состоянии психической напряженности, в любом действии, жесте противника видит негативный смысл, враждебность, делает необоснованные и преувеличенные обобщения, приписывает ему несуществующие отрицательные черты, судит о нем всегда категорично, без глубокого анализа причин его поведения.

Отношения, складывающиеся в спортивных группах, не бывают незыблемыми, раз и навсегда устоявшимися. Они постоянно в динамике непрерывно меняются.

Похожие работы на данную тему