Введение:
В процессе хозяйственной деятельности организации постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, материа-лы, оказанные услуги, с покупателями за купленные ими товары, заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги, с кредитными учреждениями по ссудам и финансовым операциям, с бюджетом по различного рода платежам, с другими юридическими и физическими лицами по разным хозяйственным опе-рациям.
Важное значение для хозяйственной и финансовой деятельности органи-зации имеет своевременность денежных расчетов, тщательно налаженный учет кредитных и расчетных операций.
Учет, контроль и оперативное управление денежными средствами, деби-торской и кредиторской задолженностью способствует превышению притока денежных средств в организацию над его оттоком, укреплению расчетно-платежной и финансовой дисциплины, сокращению в составе дебиторской и кредиторской задолженности недопустимой задолженности. Это в конечном итоге приводит к улучшению финансового состояния организации, что и свиде-тельствует об актуальности темы работы.
Четкая организация расчетов между поставщиками и покупателями ока-зывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств.
У предприятия возникают взаимоотношения с персоналом, выполняю-щим производственное задание, что влечет за собой расчеты с работниками предприятия, с органами социального обеспечения и другими организациями и лицами. Все эти расчеты осуществляются в денежной форме.
Между предприятиями, учреждениями и организациями расчеты произ-водятся безналично. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления (пере-вода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций (кредитные и расчетные), замещающих на-личные деньги в обороте. При этом посредником при расчетах между предпри-ятиями и организациями выступают соответствующие учреждения банков (го-сударственные и коммерческие).
Отношения между банками и клиентами носят договорный характер. Клиенты самостоятельно выбирают банки для кредитно-расчетного обслужи-вания и могут производить все виды банковских операций в одном (по расчет-ным операциям) или нескольких банках (по кредитным операциям).
Глава 3:
Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной, расчетной дисциплины, повышению ответственности за соблюдением платежной дисциплины и, следовательно, улучшению финан-сового состояния учреждения.
Контроль за состоянием расчетов с подотчетными лицами и движения денежных средств на расчетном счете в Ульяновском филиале ГОУ СПО СТЭК проводят ИФНС по Засвияжскому району г.Ульяновска и КРУ МФ РФ по Уль-яновской области.
Последняя выездная налоговая проверка филиала колледжа проводилась в 2004г. по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, свое-временности перечисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Проверка проводилась в соответствии СНК и иными актами законодательства о налогах и сборах.
В проверке были использованы главная книга, учетные регистры, оборот-ные ведомости, первичные банковские и кассовые документы, ведомости на-числения заработной платы, договоры и приказы .
Проверку состояния расчетов специалист 1 категории ФНС Афанасьева О.А. начала с анализа расчетов с подотчетными лицами: установила правильное и целевое использование подотчетных сумм, выявляла незаконные и нецелесо-образные с хозяйственной точки зрения расходы, определяла соблюдение уста-новленного порядка возмещения командировочных расходов.
Расчеты с подотчетными лицами проверяются сплошным способом. Афанасьева О.А. для проверки использовала следующие источники:
- приказы и распоряжения по колледжу;
- авансовые отчеты с приложенными к ним оправдательными документа-ми об использовании подотчетных сумм;
- отчеты кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми документами;
- главную книгу, баланс УФ ГОУ СПО СТЭК;
- данные аналитического и синтетического учета по счету «Расчеты под-отчетными лицами».
В первую очередь инспектор ИФНС проверила наличие списка работни-ков колледжа, которым могут выдаваться в подотчет наличные деньги. Данный список утверждается приказом заведующей филиала колледжа. В список вклю-чаются только постоянно работающие в колледже лица.
Важным этапом осуществления контроля за расчетами с подотчетными лицами является проверка правильности заполнения авансовых отчетов. Про-веряющие органы при проверке авансовых отчетов подотчетных лиц обращают внимание на следующее:
- правильность возмещения командировочных расходов (суточные в кол-ледже выдаются в размере 100 рублей в сутки, квартирные согласно счетов гос-тиниц, стоимость проезда – согласно приложенных железнодорожных билетов, билетов автостанций);
- имеются ли приказы о направлении работников в командировку;
- имеются ли командировочные удостоверения с отметкой в месте пребы-вания в командировке;
- наличие оправдательных документов;
- правильность возмещения затрат на представительские расходы.
Проверка расчетов с подотчетными лицами использовалась инспектором ИФНС Афанасьевой О.А. для определения себестоимости – затрат на произве-денные образовательные услуги (Приложение 23).
Заключение:
Между предприятиями и банками постоянно совершаются сделки по по-воду перераспределения, хранения денежных средств. Этим самым денежные расчеты выступают важнейшим фактором обеспечения кругооборота средств, а их своевременное завершение служит необходимым условием процесса жизне-деятельности каждого предприятия .
Большинство расчетов между организациями производятся безналично. Безналичные перечисления ведутся путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских опе-раций, заменяющих наличные деньги в обороте. Поэтому обязательным по-средником при этом будет выступать банк как плательщика, так и получателя.
Проведение операций через банк позволяет государству всесторонне кон-тролировать финансово-хозяйственную деятельность предприятий. Банк кон-тролирует предприятия в части соблюдения ими установленных лимита остатка в кассе, целевого использования полученных наличных денежных средств, сле-дит за своевременностью расчетов предприятий с бюджетом по налогам и сбо-рам, за своевременностью оплатой счетов и платежных требований поставщи-ков, выдает предприятию ссуды на различные цели, под определенные обеспе-чения и наблюдает за возвратом этих ссуд в установленный срок.
Поскольку денежные средства являются посредником во всех расчетах, очевидно, что для обеспечения нормального кругооборота средств, успешного ведения экономической деятельности в условиях рыночной экономики необ-ходимо правильно и своевременно выполнять все расчеты. В свою очередь эф-фективность расчетных операций во многом зависит от состояния бухгалтер-ского учета денежных средств, расчетных и кредитных операций. Перед бух-галтерским учетом в области учета денежных средств, расчетов и кредитов сто-ят следующие основные задачи:
контроль за сохранностью денежных средств и их правильное ис-пользование;
контроль за соблюдением кассовой и расчетной дисциплины;
рациональное вложение временно свободных денежных средств;
проверка правильности документального оформления и законности операций с денежными средствами, своевременное и полное отражение их в учете;
своевременное выявление результатов инвентаризации денежных средств;
обеспечение изыскания дебиторской и погашение кредиторской за-долженности;
обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по всем видам платежей и поступлений, выявление дебиторской и кредиторской задолженностей.
Важным моментом в ведении бухгалтерского учета в организации являет-ся учет и контроль денежных средств и расчетов.
Принимая во внимание огромное количество нормативных актов, неста-бильности и несовершенство налогового законодательства, вопросы правиль-ности обращения с денежной наличностью и порядком соблюдения платежной дисциплины являются наиболее трудоемкими и сложными.