Защита прав потребителей в торговле

Название работы: Защита прав потребителей в торговле

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

87 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Введение ………………………………………………………………….4

Глава 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ

1. Гражданский кодекс Российской федерации и Закон "О защите прав потребителей" …………………………………………………….………….6

2. Правила отдельных видов договоров купли-продажи и правила продажи отдельных видов товаров ………………………………….……...9

3. Действие законодательства о защите прав потребителей в сфере торговли по кругу лиц………………………………………………………16

Глава 2. ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ

1. Право на информацию и последствия его нарушения .…….20

2. Право на безопасность жизни, здоровья и имущества потребителей …………………….…………………28

3. Право на надлежащее качество товаров…………………………..39

4. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества…….46

Глава 3. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ НЕ НАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА

1. Требования, которые может предъявить потребитель при при¬обретении товаров ненадлежащего качества……………………………..50 2. Предоставление товара в безвозмездное временное пользование на время устранения недостатков товара и доставка товара ……………….58

3. Расчеты с потребителем при предъявлении требований……60

Глава 4. ИМУЩЕСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

1. Неустойка за нарушение сроков исполнения требований потребителя…………………………………………………………63

2. Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товаров …………………………………………………………………………68

3. Компенсация морального вреда …………………………………………..71

3аключение................................………………………………………….80

Библиография ……………………………………………………………83

Выдержка:

Введение:

Одним из существенных факторов развития экономики, как это не парадоксально, является законодательная, то есть административная, уголовная, гражданская защита прав потребителей. Защита прав потребителей преследует две основные цели: первая – информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка, вторая – защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется.

В наших условиях, когда идут процессы либерализации экономики, создан свободный рынок, конкуренция уже зародилась и продавцы заинтересованы в полном удовлетворении запросов граждан, вопросы защиты прав интересов граждан-потребителей, а также организация надлежащей работы торговых предприятий и предприятий общественного питания независимо от форм собственности на основе специальных нормативных актов приобретают актуальное значение.

Основополагающим законодательным актом, регулирующим отношения изготовителей, продавцов товаров, являющиеся предпринимателями, с одной стороны, и гражданами-потребителями, с другой, является Закон РФ «О защите прав потребителей», действующий с апреля 1992 года. В этом законе закреплены правовые механизмы реализации фундаментальных прав потребителей, признанные во всем мире. Это право на приобретение товаров надлежащего качества, на безопасность для жизни и здоровья потребителей, на информацию о товарах и их изготовителях (продавцах), на просвещение потребителей для компетентного выбора необходимых товаров, на государственную и общественную защиту их прав, а также на их объединения в добровольные общественные организации.

Закон о защите прав потребителей один из первых рыночных законов имеющий прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителей были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Теперь закон значительно повысил ответственность производителей, продавцов за качество своей работы и наряду с расширением прав потребителей установил для них ряд новых обязанностей.

Глава 4:

Законом о защите прав потребителей сформулированы некоторые общие особенности гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителя. Однако следует учитывать, что такие нарушения могут повлечь применение мер административной и уголовной ответственности. Вместе с тем с точки зрения самого потребителя основной ответственностью является гражданско-правовая. Дело в том, что среди перечисленных видов юридической ответственности только гражданско-правовая ответственность имеет компенсационную функцию. Её задача состоит в том, чтобы восстановить нарушенные имущественные права потребителя. Если сравнить особенности административной и гражданской ответственности, то можно прийти к следующему выводу: в случае применения административной ответственности денежные средства поступают в пользу публично-правовых образований, проще говоря, государству, а в рамках гражданско-правовой ответственности взыскиваемые средства идут в доход потерпевшего потребителя. Конечно, гражданско-правовая ответственность в области защиты прав потребителей имеет и другие задачи – предотвратить возможные правонарушения со стороны контрагентов потребителя в будущем, а также покарать нарушителя. Например, карательная функция этой ответственности выражается в штрафном характере неустойки.

Для привлечения продавца, изготовителя к гражданско-правовой ответственности необходимы определенные основания, т.е. должен иметь место состав гражданского правонарушения. К таким основаниям следует относить: факт нарушения прав потребителей (причинение потребителю имущественного либо морального вреда); противоправность деяния правонарушителя; причинную связь между противоправными действиями (бездействием) и наступившими последствиями; вину правонарушителя.

Юридическое значение указанных оснований ответственности состоит в следующем. Во-первых, по общему правилу, только наличие всех оснований позволяет привлечь лицо к ответственности, если закон не устанавливает иного, например, исключает из таких оснований вину. Во-вторых, при судебной защите своих прав потребитель должен доказать наличие данных оснований ответственности, кроме вины.

Заключение:

Через потребительский рынок идет процесс удовлетворения по¬вседневных потребностей населения в товарах. А в потребительс¬ком рынке главенствующая роль отведена торговле. Именно торгов¬ля и ее первичное звено- магазин (любое другое торговое пред¬приятие, в том числе мелкорозничное - палатка, киоск, отолит) независимо от организационно-правовой формы и вида собственнос¬ти и подчиненности, а также гражданин-предприниматель, занимаю¬щийся торговлей, предоставляют покупателям огромную, исчисляе¬мую триллионами рублей массу потребительских товаров, выраба¬тываемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, обществами, товариществами, кооперативами и другими многочис¬ленными предпринимателями- изготовителями продукции, а также ввозимых в порядке импорта из-за пределов России. Являясь пос¬редниками между изготовителями (импортерами) и покупателями- потребителями товаров, торговля призвана защищать интересы последних, предъявляя к изготовителям, поставщикам требования в части качества продукции, ее безопасности для здоровья, не говоря о товарном виде, упаковке, предоставления покупателю соответствующей информации о товаре, обеспечивая одновременно должное торговое обслуживание потребителя.

При каждой покупке товара гражданин и магазин заключа¬ют договор купли-продажи. Любая вещь, проданная магазином, пе¬реходит из его собственности в собственность покупателя, и этот процесс регулируется законодательством, устанавливающим прави¬ла и порядок заключения и исполнения таких сделок.

Похожие работы на данную тему