Влияния страхов на процесс формирования личности дошкольника

Название работы: Влияния страхов на процесс формирования личности дошкольника

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

76 стр.

Год сдачи:

2001 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА I СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА ТРЁХ- ПЯТИ ЛЕТ 4

1.1. Сферы развития личности дошкольника. 4

1.1.1. Эмоциональная сфера 4

1.1.2. Мотивационная сфера. 4

1.1.3. Сфера самосознания 5

1.2. Роль игры в развитии психики ребенка. 6

1.3. Развитие психических функций в дошкольном возрасте 7

1.3.1. Восприятие 7

1.3.2. Память. 8

1.3.3. Мышление и восприятие 8

1.3.4. Речь. 9

1.4. Общие закономерности психического развития ребенка 10

1.5. Воспитание как фактор воздействия на формирование личности 12

1.5.1. Цели воспитания 12

1.5.2. Концепции воспитания дошкольников 15

1.5.3. Закономерности и принципы воспитания дошкольников 19

ГЛАВА II. НЕГАТИВНЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ВОЗРАСТЕ ТРЁХ – ПЯТИ ЛЕТ 22

2.1. Агрессивность и упрямство как факторы, возникающие в процессе формирования личности 22

2.2. Феномен непослушания 27

2.3. Эмоциональная неуравновешенность 29

2.4. Неврозы в структуре формирования личности 30

2.4.1. Невроз страха. 34

2.4.2. Неврастения. 35

2.4.3. Истерический невроз. 36

2.4.5. Невроз навязчивых состояний. 37

2.5. Эгоизм и эгоцентризм дошкольника 40

2.6. Сквернословие в структуре формирования личности 43

2.7. Ложь в структуре формирования личности 45

ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТРАХОВ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА. 50

3.1. Описание экспериментального исследования. 50

3.2. Описание методического аппарата исследования 51

3.3. Ход экспериментального исследования и анализ результатов. 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68

ПРИЛОЖЕНИЕ. ДЕЙСТВИЯ ПСИХОЛОГА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ НЕГАТИВНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 72

Выдержка:

Введение:

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что изучение психологических особенностей поведения дошкольников является чрезвычайно актуальной современной проблемой. Это обусловлено общим ростом категорий насильственных преступлений в современных условиях и, соответственно, ростом числа пострадавших. Ряд исследователей (Бодалев А.А., Божович Л.И., Выготский Л.С., Мухина В.С., Раттер М.), занимающихся определением основных закономерностей поведения человека, отмечают, что поведение дошкольника имеет свои специфические особенности.

Изучение поведения дошкольников в основном осуществлялось в аспекте исследования процесса развития личности ребенка. Проведенные исследования показали, что при определении основных методов воспитания и обучения ребенка недостаточно изучение поведения ребенка. Действия ребенка и воспитателя, родителей в определенной мере взаимообусловлены, что требует рассмотрения их поведения в едином пространстве.

Целью данной дипломной работы является анализ формирования личности в дошкольном возрасте.

Задачи:

1. Провести анализ литературы по данной тематике.

2. Выявить специфику формирования личности ребёнка трёх- пяти лет.

3. Проанализировать негативный аспект формирования личности в возрасте трёх – пяти лет.

4. Провести эмпирическое исследование влияния страхов на процесс формирования личности дошкольника.

5. Сформулировать итоговые выводы и рекомендации действий психолога, направленных на коррекцию негативных личностных проявлений процесса формирования личности у дошкольников.

Предмет данного дипломного исследования: формирование личности в дошкольном возрасте и уровень развития страхов у детей дошкольного возраста.

Глава 3:

Для диагностики наличия страхов младших школьников нами была проведена методика «Диагностика эмоционально – аффективной сферы», описанная Е.И. Роговым в учебном издании «Настольная книга практического психолога».

Схема проведения:

В начале психологом задается вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься?»:

1. Когда остаешься один?

2. Заболеть?

3. Умереть?

4. Каких-то детей?

5. Кого-то из воспитателей?

6. Того, что они тебя накажут?

7. Бабу Ягу, Кащея бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча?

8. Страшных снов?

9. Темноты?

10. Волка, медведя, собак, пауков, змей?

11. Машин, поездов, самолетов?

12. Бури, грозы, урагана, наводнения?

13. Когда очень высоко?

14. В маленькой тесной комнате, туалете?

15. Воды?

16. Огня, пожара?

17. Войны?

18. Врачей (кроме зубных)?

19. Крови?

20. Уколов?

21. Боли?

22. Неожиданных резких звуков (когда внезапно что-то упа¬дет, стукнет)?

На основе полученных ответов на перечисленные здесь вопро¬сы, психолог делает вывод о наличии у детей страхов. Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка — есть важ¬ный показатель преневротического состояния. Таких детей следует, в первую очередь, относить к группе «риска» и проводить с ними специальную коррекционную работу (желательно рекомендовать та¬ких детей проконсультироваться у психоневролога).

Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп: «медицинские» (боль, уколы, врачи, болезни); страхи, связан¬ные с причинением физического ущерба (неожиданные звуки, транс¬порт, огонь, пожар, стихия, война); страхи смерти (своей); страхи животных и сказочных персонажей; страхи кошмарных снов и темноты; социально опосредованные страхи (людей, детей, наказания, опоздания, одиночества); «пространственные» страхи (высоты, воды, замкнутых пространств).

Заключение:

Дошкольное детство - большой и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст первоначального фактического складывания личности. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например, игра, общение со взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей. В личностной сфере формируются иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные формы поведения. Нарушения любого из звеньев или механизмов психологической структуры развития дошкольников может решающим образом сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка.

К важным особенностям дошкольного возраста можно отнести то обстоятельство, что многие неблагоприятные характеристики ребенка носят латентный, скрытый характер. С одной стороны многие нежелательные проявления оказываются приходящими, временными и постепенно, по мере взросления, ребенок теряет их, а с другой стороны - именно к концу школьного возраста у ребенка складываются устойчивые особенности личностного реагирования, происходит выстраивание иерархии мотивов и ценностей. Более того, многочисленные факты свидетельствуют, что если соответствующие интеллектуальные или эмоциональные качества по тем или иным причинам не получают должного развития в раннем детстве, то впоследствии преодоление такого рода недостатков оказывается делом трудным, а подчас невозможным.

Похожие работы на данную тему