Мышление как психологический феномен

Название работы: Мышление как психологический феномен

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Психология

Страниц:

31 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ 4

1.1. ПОНЯТИЕ МЫШЛЕНИЯ 4

1.2. ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ И МЫШЛЕНИЕ 5

1.3. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ 7

1.4. СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА МЫШЛЕНИЯ 9

1.5. ЛОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ 10

1.6. МЫШЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС 14

1.7. АНАЛИЗ И СИНТЕЗ 15

1.8. МОТИВАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ 18

2. МЫШЛЕНИЕ И РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ 20

2.1. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ И ЗАДАЧА 20

2.2. МЫШЛЕНИЕ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ 26

3. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ 28

4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Выдержка:

Основная часть:

Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.

Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения.

Устанавливая существенные, неизбежно повторяющиеся взаимосвязи между событиями, следователь путем логического мышления реконструирует их возможный ход. Эта реконструкция происходит опосредствованно, путем понимания связей между внешними проявлениями и сущностью того, что происходило в действительности. Это опосредованное отражение возможно лишь на основе обобщения, на основе знаний. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке.

Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.

Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.

В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему.

Например, Фалес из Милета узнал высоту египетской пирамиды благодаря переносу отношений между сторонами одних объектов на отношение таких же сторон других объектов - он измерил ее тень в полдень.

Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений - такова сущность человеческого мышления.

Но мышление, выходя за пределы ощущений и восприятия, всегда остается неразрывно связанным с чувственным отражением действительности. Обобщения формируются на основе восприятия единичных объектов, а их истинность проверяется практикой.

..........

Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении возникает, прежде всего, тогда, когда в ходе жизни и практики перед человеком появляются новая цель, новая проблема, новые обстоятельства и условия жизни. Например, так бывает, когда врач сталкивается с каким-то новым, до сих пор неизвестным заболеванием и пытается найти и использовать новые методы его лечения. По самому своему существу мышление необходимо лишь в тех ситуациях, в которых возникают эти новые цели, а старые, прежние средства и способы деятельности недостаточны (хотя и необходимы) для их достижения. Такие ситуации называются проблемными. С помощью умственной деятельности, берущей начало в проблемной ситуации, удаётся создать, открыть, найти, изобрести новые способы и средства достижения целей и удовлетворения потребностей.

Мышление – это искание и открытие нового. В тех случаях, где можно обойтись старыми, уже известными способами действия, прежними знаниями и навыками, проблемной ситуации не возникает и потому мышление попросту не требуется. Например, уже ученика II класса не заставляет мыслить вопрос типа: «Сколько будет 2*2?» Для ответа на такие вопросы вполне достаточно лишь старых, уже имеющихся у этого ребёнка знаний; мышление здесь излишне. Потребность в мыслительной деятельности исчезает и в тех случаях, когда ученик овладел новым способом решения определённых задач или примером, но вынужден снова и снова решать однотипные, уже ставшие известными ему задачи и примеры. Следовательно, не всякая ситуация в жизни является проблемой, т.е. вызывающей мышление.

Необходимо различать проблемную ситуацию и задачу. Проблемная ситуация – это довольно смутное, ещё не очень ясное и мало осознанное впечатление, как бы сигнализирующее «что-то не так», «что-то не то». Например, лётчик начинает замечать, что с мотором происходит нечто непонятное, однако он пока не уяснил, что именно происходит, в какой части мотора, по какой причине, и тем более лётчик ещё не знает, какие действия предпринять, чтобы избежать возможной неприятности. В такого рода проблемных ситуациях и берёт своё начало процесс мышления. Он начинается с анализа самой этой проблемной ситуации. В результате её анализа возникает, формулируется задача, проблема в собственном смысле слова.

.......

Похожие работы на данную тему