Мышление как психологический феномен

Название работы: Мышление как психологический феномен

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Психология

Страниц:

31 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ 4

1.1. ПОНЯТИЕ МЫШЛЕНИЯ 4

1.2. ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ И МЫШЛЕНИЕ 5

1.3. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ 7

1.4. СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА МЫШЛЕНИЯ 9

1.5. ЛОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ 10

1.6. МЫШЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС 14

1.7. АНАЛИЗ И СИНТЕЗ 15

1.8. МОТИВАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ 18

2. МЫШЛЕНИЕ И РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ 20

2.1. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ И ЗАДАЧА 20

2.2. МЫШЛЕНИЕ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ 26

3. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ 28

4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Выдержка:

непосредственного, чувственного отражения.

Устанавливая существенные, неизбежно повторяющиеся взаимосвязи между событиями, следователь путем логического мышления реконструирует их возможный ход. Эта реконструкция происходит опосредствованно, путем понимания связей между внешними проявлениями и сущностью того, что происходило в действительности. Это опосредованное отражение возможно лишь на основе обобщения, на основе знаний. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке.

Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.

Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.

В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему.

Например, Фалес из Милета узнал высоту египетской пирамиды благодаря переносу отношений между сторонами одних объектов на отношение таких же сторон других объектов - он измерил ее тень в полдень.

Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений - такова сущность человеческого мышления.

Но мышление, выходя за пределы ощущений и восприятия, всегда остается неразрывно связанным с чувственным отражением действительности. Анализ и синтез, вообще мыслительная деятельность, как и всякая другая деятельность, всегда вызваны какими-то потребностями личности. Если нет потребности, нет и деятельности, которые они могли бы вызвать.

Изучая мышление, как и любой другой психический процесс, психологическая наука учитывает и в той или иной степени специально исследует, какие именно потребности и мотивы заставили данного человека включиться в познавательную деятельность, при каких конкретных обстоятельствах у него возникла потребность в анализе, синтезе и т.д. (в противоположность психологии формальная логика абстрагируется не только от взаимоотношений мышления с чувственным познанием, но и от взаимосвязей мыслительной деятельности с потребностями, мотивами, эмоциями). Мыслит, думает не само по себе «чистое» мышление, не сам по себе мыслительный процесс как токовой, а человек, индивид, личность, обладающее определёнными способностями, чувствами и потребностями. Не разрывая связь мыслительной деятельности с потребностями, отчётливо обнаруживает тот важнейший факт, что всякое мышление – это всегда мышление личности во всём богатстве и её взаимоотношение с природой, обществом, с другими людьми.

Исследуемые в психологии мотивы мышления бывают двух видов: 1) специфически познавательные и 2) не специфические. В первом случае побудителями и движущими силами в мыслительной деятельности служат интересы и мотивы, в которых проявляется познавательные потребности (любознательность и т.д.). Во втором случае мышление начинается под влиянием более или менее внешних причин, а не в чисто познавательных интересах. Например, школьник может начать готовить уроки, решать задачу, думать над ней не из желания узнать и открыть для себя что-то новое, а лишь потому, что он боится отстать от товарищей, и т.д. Но какой бы не была исходной мотивация мышления, по мере его осуществления начинает действовать и собственно познавательные мотивы. Часто бывает так, что ученик садится учить уроки лишь по принуждению взрослых, но в процессе учебной работы у него возникают и чисто познавательные интересы к тому, что он делает, читает, решает.

Таким образом, человек начинает мыслить под влиянием тех или иных потребностей и в ходе его мыслительной деятельности возникают и развиваются всё более глубокие и сильные познавательные потребности.

Эти индивидуальные особенности некоторых учеников необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить их умственные способности и знания.

Все перечисленные и многие другие качества мышления тесно связаны с основным его качеством, или признаком. Важнейшим признаком всякого мышления – независимо от его отдельных индивидуальных способностей – умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко всем новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного факта события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышлению необходимо идти дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех долее или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга.

Ученики не только старших, но и младших классов вполне способны на доступном материале выделять существенное в явлениях и отдельных фактах и в результате приходить к новым обобщениям. Многолетний психолого-педагогический эксперимент В.В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л В. Занкова и других психологов убедительно доказывает, что даже младшие школьники в состоянии усваивать, причём в обобщенной форме, гораздо более сложный материал, чем это представлялось до последнего времени. Мышление школьников, несомненно, имеет еще очень большие и недостаточно используемые резервы и возможности. Одна из основных задач психологии и педагогики – до конца вскрыть эти резервы и на их основе сделать обучение эффективным и творческим.

Похожие работы на данную тему