Конспект лекций по менеджменту

Название работы: Конспект лекций по менеджменту

Скачать демоверсию

Тип работы:

Вопросы

Предмет:

Менеджмент

Страниц:

98 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Тема 1. Методологические основы менеджмента 4

Вопрос 1. Сущность менеджмента 4

Вопрос 2. Содержание понятия «менеджмент» 4

Вопрос 3. Цели и задачи менеджмента 6

Вопрос 4. Характерные черты и стадии менеджмента 6

Вопрос 5. Менеджер и его функции 7

Вопрос 6. Содержание понятий «предпринимательство», «бизнес», «предпринимательская структура» 8

Тема 2. Классификация фирм и методика их изучения 9

Вопрос 1. Классификация фирм 9

Вопрос 2. Методика изучения фирм 11

Тема 3. Правовое регулирование образования и деятельности фирм 12

Вопрос 1. Порядок учреждения и регистрации фирмы 12

Вопрос 2. Образование и принадлежность капитала фирмы 13

Вопрос 3. Органы управления и порядок ликвидации фирмы 14

Тема 4. Управление в крупных промышленных фирмах 15

Вопрос 1. Организационная структура фирмы 15

Вопрос 2. Материнская компания как организационно-экономический центр управления 16

Вопрос 3. Важнейшие уровни аппарата управления 17

Вопрос 4. Организация управления в американских, западноевропейских и японских фирмах 19

Тема 5. Выработка целей и стратегии развития фирмы 20

Вопрос 1. Формирование и ранжирование целей 20

Вопрос 2. Выработка стратегий 21

Вопрос 3. Системы стратегического управления в фирмах США, Японии и Финляндии 23

Тема 6. Принятие и реализация управленческих решений 25

Вопрос 1. Процесс принятия управленческих решений 25

Вопрос 2. Требования к технологии менеджмента 26

Вопрос 3. Механизм принятия управленческих решений 26

Тема 7. Информационное обеспечение менеджмента 28

Вопрос 1. Внутрифирменная система информации 28

Вопрос 2. Технология информационной деятельности 29

Вопрос 3. Аппарат управления внутрифирменной системой информации 31

Тема 8. Общие принципы управления промышленными фирмами 31

Вопрос 1. Основные принципы менеджмента 31

Вопрос 2. Демократизация управления 32

Тема 9. Важнейшие функции внутрифирменного управления 33

Вопрос 1. Содержание функций управления 33

Вопрос 2. Назначение основных функций управления 34

Тема 10. Маркетинг как функция управления 34

Вопрос 1. Содержание маркетинговой деятельности 34

Вопрос 2. Маркетинг как специфическая функция управления 36

Вопрос 3. Структура и функции аппарата управления маркетинговой деятельности 37

Вопрос 4. Технология маркетинговой деятельности 37

Вопрос 5. Маркетинг как предплановая деятельность производственного отделения 39

Тема 11. Внутрифирменное планирование 39

Вопрос 1. Содержание и задачи внутрифирменного планирования. Виды планов 39

Вопрос 2. Перспективное внутрифирменное планирование 40

Вопрос 3. Среднесрочное и текущее (бюджетное) планирование 41

Вопрос 4. Организационное формы внутрифирменного планирования 42

Вопрос 5. Планирование деятельности производственного отделения 42

Вопрос 6. Организация процесса планирования в зарубежных фирмах 43

Тема 12. Функция организации 44

Вопрос 1. Содержание функции организации 44

Вопрос 2. Организационные структуры управления фирмами на современном этапе 44

Вопрос 3. Классификация организационных структур во внутрифирменном управлении 45

Тема 13. Функция контроля в экономическом менеджменте 47

Вопрос 1. Управленческий контроль: формы и средства реализации 47

Вопрос 2. Финансовый менеджмент 48

Вопрос 3. Информационное обеспечение финансового менеджмента 50

Вопрос 4. Анализ финансовой отчетности фирм 52

Тема 14. Экономические методы управления в менеджменте 55

Вопрос 1. Коммерческий и внутрифирменный расчет 55

Вопрос 2. Цены и механизм ценообразования 56

Вопрос 3. Ценовая политика 58

Тема 15. Методологические основы управления производством 60

Вопрос 1. Системный подход к управлению производством 60

Вопрос 2. Управление операциями 62

Вопрос 3. Производство как система 63

Тема 16. Производственная система 64

Вопрос 1. Структура производственной системы 64

Вопрос 2. Производственная структура предприятия 65

Вопрос 3. Типы производственных систем 66

Вопрос 4. Проектирование производственных систем 67

Тема 17. Организация производства 68

Вопрос 1. Организация производства: суть и форма 68

Вопрос 2. Организация производства в современных условиях 69

Тема 18. Оперативное управление развитием производства 70

Вопрос 1. Управление развитием производства: цели и задачи 70

Вопрос 2. Основные функции и принципы оперативного управления производством 72

Вопрос 3. Организация оперативного управления производством 72

Вопрос 4. Особенности управления развитием производства в фирмах США и Японии 74

Тема 19. Эффективность производства 75

Вопрос 1. Оценка и факторы повышения эффективности производства 75

Вопрос 2. Рационализация методов управления производством и методов работы 76

Вопрос 3. Методы оценки эффективности производственной деятельности 78

Вопрос 4. Оценка эффективности инвестиционного проекта 79

Тема 20. Инновационный менеджмент 80

Вопрос 1. Инновационный менеджмент и научно-техническая политика 80

Вопрос 2. Разработка и внедрение новой продукции 80

Вопрос 3. Организационные формы инновационного менеджмента 82

Вопрос 4. Инновационный менеджмент в фирмах Японии и США 82

Тема 21. Система регулирования и обеспечения процесса производства 83

Вопрос 1. Планирование процесса производства 83

Вопрос 2. Разработка ассортиментной политики 84

Вопрос 3. Технологическое обеспечение процесса производства 85

Вопрос 4. Обеспечение производства материально-техническими ресурсами и кадрами 85

Вопрос 5. Управление качеством продукции 87

Вопрос 6. Обеспечение конкурентоспособности фирмы 87

Вопрос 7. Сбытовая политика и организация сбыта 89

Тема 22. Организационные структуры управления развитием производства 90

Вопрос 1. Основные факторы, определяющие структуру управления 90

Вопрос 2. Классификация организационных структур управления развитием производства 91

Тема 23. Международная деятельность фирм в современных условиях 92

Тема 24. Аппарат управления международной деятельностью фирм 93

Тема 25. Разработка и проведение кадровой политики в фирме 95

Тема 26. Оплата и стимулирование труда 97

Тема 27. Социально-психологические аспекты управления 98

Выдержка:

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой дея¬тельности, на-правленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального исполь-зования материальных и трудовых ресурсов с применением прин¬ципов, функций и методов эконо-мического механизма менеджмента.

Менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики означает:

• ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;

• постоянное стремление к повышению эффективности производства, к полу¬чению опти-мальных результатов с меньшими затратами;

• хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия ре¬шений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

• постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;

• выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятель-ных подразделений на рынке в процессе обмена;

• необходимость использования современной информационной базы с компь¬ютерной техни-кой для многовариантных расчетов при принятии обоснован¬ных и оптимальных решений.

Термин "менеджмент" по сути является аналогом термина "управление", его сино¬нимом, од-нако не в полной мере. Термин "управление" намного шире, поскольку приме¬няется к разным ви-дам человеческой деятельности (например, управление автомоби¬лем); к разным сферам деятельно-сти (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к орга-нам управления (подразделениям в государ¬ственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях). Термин "менеджмент" применяется лишь к управлению соци-ально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредприни¬мательских организаций.

Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполага-ет, что менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Под хо-зяйственной деятельностью в определении менеджмента......

Во внутрифирменном управлении можно выделить следующие основные типы организаци-онных структур управления: структура по продукту; структура по ре¬гиону; смешанная структура, включая холдинг.

Организационная структура по продукту широко распространена в силу массо¬вого перехода международных фирм к децентрализованной структуре управления, когда знание продукта и раз-витие производства в глобальном масштабе приобрели первостепенное значение. Организацион-ную структуру управления по продукту предпочитают применять крупные широко диверсифици-рованные компании, хотя она имеет свои специфиче¬ские особенности практически у каждой ком-пании. Эти особенности вытекают, пре¬жде всего, из степени диверсификации выпускаемой про-дукции и характера специа¬лизации каждого производственного отделения и каждой дочерней ком-пании. Они зависят также от числа заграничных компаний, характера их деятельности и выпол¬няемых функций. Большую роль играют характер выпускаемой продукции, степень ее технологи-ческой сложности и уникальности. Вместе с тем при такой структуре возникают трудности исполь-зования знаний и опыта специалистов по управлению в рамках одной страны или региона и за-трудня¬ется координация деятельности предприятий, относящихся к разным производст¬венным от-делениям одной фирмы по вопросам планирования, долгосрочных инве¬стиций на рынке одной страны.

Предполагает, что управленческая ответственность за деятельность ТНК как на внутреннем, так и на внешнем рынке распределяется между самостоятельными региональными подразделения-ми. Эти подразделения по содержанию и ха¬рактеру деятельности могут выступать как производст-венные отделения и быть центрами прибыли, а могут организовываться в форме дочерних компа-ний и быть центрами прибыли и центрами ответственности. И в том, и в другом случае регио¬нальные подразделения осуществляют координацию деятельности дочерних сбыто¬вых и производ-ственных компаний в своем регионе по всем видам продуктов спе¬циализации международной фирмы.

Региональная структура управления в чистом виде встречается в настоящее время у неболь-шого числа компаний. В основном это фирмы слабо диверсифициро¬ванные, с преобладанием в производственной структуре 1-2 однородных продуктов. Для таких фирм главным является при-ближение к каждому конкретно¬му рынку и приспособление к его национальным особенностям и потребностям ко¬нечных потребителей. Региональная структура управления используется компа-ниями, выпускающими продукцию ограниченной номенклатуры и ориентированными на широкие рынки сбыта и конкретного потребителя. Ее недостатком явля¬ются трудности передачи техниче-ской информации заграничным дочерним компа¬ниям, а также координация деятельности по стране и по продукту. Особенно уси¬ливаются эти трудности для компаний, выпускающих оборудование и имеющих много линий продуктов. Другая важная проблема, возникающая при региональной структуре управления, - это возможность дублирования линейной и функциональ¬ной ответствен-ности, в особенности в региональных отделениях.

Смешанная структура управления предполагает сочетание различных типов организацион-ных структур управления. В западноевропейских ТНК наиболее распространено сочетание отрас-левого и регионального принципов при построении организационной структуры; для американских корпо¬раций более типично сочетание управления по продукту и специализированного органа управления - международного отделения или дочерней компании. В некото¬рых ТНК созданы сложные структуры управления, основанные на сочетании трех упомянутых выше типов организа-ционного построения управления компаний исхо¬дя из принципов подхода к управлению внешне-экономической деятельностью........

Другая особенность коммерческого расчета в современных условиях вытекает из предостав-ления оперативной самостоятельности отдельным подразделениям ТНК (производственным отде-лениям, филиалам и дочерним компаниям) и выделения их в центры прибыли. В результате в рам-ках коммерческого расчета возникла и разви¬лась такая форма взаимоотношений внутри фирмы, которую можно назвать внут¬рифирменным расчетом. Она отражает взаимоотношения отдельных подразделений фирмы в связи с внутрикорпорационными поставками и хозяйственные отношения, складывающиеся на этой основе. Характер таких отношений во многом зависит от хозяйственно-экономического и правового положения подразделений ТНК.

Как новый метод хозяйствования внутрифирменный рас¬чет присущ современным ТНК, имеющим децентрализо¬ванную структуру управления и развитые хозяйственные отношения меж-ду отдельными оперативными подразделениями, выступающими центрами прибыли. Правовые от-ношения внутри ТНК определяют ответственность за количество и качество поставляемой продук-ции и сроки поставок. Хозяйствен¬ные отношения между отдельными подразделениями строятся на основе условно-расчетных (трансфертных) цен, которые отражают переход продукта в границах собственности одной компании.

Коммерческий и внутрифирменный расчет представляют собой единую систему расчета, что вытекает из общих целей и задач, стоящих перед всей фирмой и ее от¬дельными подразделениями. Внутрифирменный расчет во многом содержит элемен¬ты коммерческого расчета, поскольку он ориентирован на реализацию целей ком¬мерческого расчета.

Внутрифирменный расчет осуществляется в границах единой собственности компании в от-личие от коммерческого расчета, предполагающего ведение расчетов и отношений между различ-ными собственниками. Поэтому при коммерческом расчете цены отражают реальные процессы и в полной мере проявляются товарно-денежные отношения, складывающиеся на мировом рынке, а во внутрифирменном расчете цены устанавливаются исходя из принципов единой политики и страте-гии ТНК и определяются множеством различных факторов, отражающих общие цели фирмы в рамках коммерческого расчета.

Качественно новой чертой внутрифирменного расчета является распространение его принци-пов на внешнеэкономическую деятельность ТНК.......

В современных условиях фирмы уделяют особое внимание обеспечению высокого качества продукции путем разработки и осуществления системы управления качест¬вом продукции (quality control).

Оценка качества продукции основана на следующих концепциях:

• качество конструкции (quality of design) - отражает уровень качества самой конструкции,

• качество исполнения (quality of performance) - отражает ту степень, в кото¬рой товары фак-тически удовлетворяют нужды клиентов;

• качество соответствия (quality of conformance) - отражает ту степень, с кото¬рой продукция или услуги, предоставляемые фирмой, соответствуют внут¬ренним спецификациям.

Обеспечение качества предусматривает разработку стандартов качества, распре¬деление от-ветственности за качество и контроль качества работ.

Качество продукции имеет внутренние и внешние компоненты. Внутренние компоненты ка-чества - это характеристики, внутренне присущие выпускаемому изделию; срок службы, отсутст-вие дефектов, технические характери¬стики, уровень исполнения, дизайн. Внешние компоненты - соответствие изделия потребностям потребителей, кон¬курентоспособность.

Обычно при приемке партии комплектующих изделии или ма¬териалов применяется выбороч-ный контроль (acceptance sampling) - метод контроля качества, при котором решение о приемке крупной партии принимается по резуль¬татам контроля небольшого количества образцов данной партии.

Для осуществления технологического контроля применяется карта технологиче¬ского кон-троля (process control chart) как инструмент, позволяющий контролировать качество продукции в ходе производства.

Кружок качества (quality circle) - группа работников производственного под¬разделения, ко-торые на добровольных началах регулярно собираются на совещания для того, чтобы обсудить проблемы качества и выработать предложения, направ¬ленные на повышение качества продукции.

Управление качеством в масштабах фирмы возлагается на центральную службу контроля ка-чества или обеспечения качества), в функции которой входит разра¬ботка качественных показате-лей по всем видам выпускаемой продукции, методов проверки качества и порядка проведения ис-пытаний, анализ рекламаций и порядок их урегулирования, выяснение причин возникновения де-фектов и брака и условий их устранения.

Основные принципы управления качеством в фирмах США можно обобщить следующими положениями.

1. Работа, направленная на повышение качества, должна выступать обязатель¬ной составной частью стратегии фирмы.

2. Главное в управлении качеством - не контроль, а бездефектная работа.

3. Поставщики должны быть партнерами.

4. Повышение квалификации..........

Похожие работы на данную тему