Введение
Актуальность темы. Возрастающие темпы развития научно-технического прогресса, все более усложняющиеся производственные процессы и технологии выводят на первый план вопросы подготовки высококвалифицированных специалистов для различных отраслей науки и производства. Повышаются требования профессии к специалисту и его ответственности за результаты своего труда. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии.
..................................
Глава 1. Теоретические аспекты профориентации
1.1.Психологические концепции профориентации в отечественной и зарубежной литературе
В определении профориентации лучше всего прослеживаются основные положения, присущие её различным концепциям. В психологическом словаре профессиональная ориентация (от франц. orientation — установка) определяется как комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом. Систематическая работа по профессиональной ориентации является органической частью воспитательной работы всех учебных заведений, поскольку выбор профессии как осознание необходимости своего участия в общественно полезном труде — важное условие формирования личности. Следует отметить две формы профессиональной ориентации:
- профориентация на узкой базе, состоящая в том, что в учебном заведении, готовящем специалистов, учащимся раскрываются все особенности предстоящей их деятельности, указываются оптимальные способы приобщения к данной профессии и т. д.;
..................................
Список литературы
Монографии и учебная литература
1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
2. Булынин А.М. Формирование профессиональных ценностных ориентаций студентов педагогического вуза: Метод. рекомендации.- Комсомольск-на-Амуре : Изд-во Комс.-на-Амуре гос. пед. ин-та, 1995.- 16 с.
3. Захаров И.Н., Симоненко В.Д. Профориентация школьников, - М., 89
4. Евстратов В.Г. Психология и педагогика профориентационной работы. - Тамбов: Тамб. гос. ун-т, 1999. - 154с.
5. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М., 1995.
6. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988.
7. Кон И.С. Открытие Я. – М., 1978.
..................................