Проблемы формирования и использования внебюджетных фондов

Название работы: Проблемы формирования и использования внебюджетных фондов

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Финансовый менеджмент, финансовая математика

Страниц:

80 стр.

Год сдачи:

2009 г.

Содержание:

Введение 2

Глава 1. Роль и значение внебюджетных фондов в социальном обеспечении 5

1.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов 5

1.2. Классификация внебюджетных фондов и связь между ними 9

1.3. Правовое обеспечение функциональной системы внебюджетных фондов 20

Глава 2. Анализ формирования и использования государственных внебюджетных фондов (на примере отделений ПФР, ТФОМС, ФСС Ханты-Мансийского автоном-ного округа) 24

2.1. Анализ состояния и направления использования средств ПФР (окруж-ной Пенсионный фонд Ханты-Мансийского автономного округа) 24

2.2. Анализ функционирования и использования финансовых ресурсов ТФОМС, отделения ФСС Ханты-Мансийского автономного округа) 39

Глава 3. Основные направления совершенствования деятельности внебюджетных

фондов 50

3.1. Оптимизация источников формирования внебюджетных фондов 50

3.2. Возможность расширения рынка социальных услуг 55

Заключение 64

Список использованной литературы 67

Приложения 72

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в рыночном хозяйстве России является деятельность по соци-альной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики.

Государство как основной субъект социальной работы, системы соци-альной защиты населения осуществляет управ¬ляющее воздействие на эконо-мику социальной сферы посред¬ством финансовой политики. К финансовым регуляторам относятся процессы распреде¬ления и перераспределения финан-совых ресурсов, денежных средств, ценового регулирования. Финансовая система социальной сферы сложна и имеет разветвленную структуру. Поня-тие “финансы” означает “денежные средства”, охва¬тывающие совокупность всех видов денежных средств во всем многообразии форм их существования и движения. Очевидно, что финансы в социальной работе - важнейшая со-ставная часть всей финансовой системы государства. Это система предос¬тавления, организации и расходования средств в социальной сфере.

В советский период подавляющая часть социальных расходов осущест-влялась из бюджета, что соответствовало уравнительному характеру сущест-вовавшей системы оплаты труда и социального обеспечения. С началом эко-номических реформ ресурсы для финансирования пенсионного, медицинско-го и иных видов социального обеспечения были обособлены из бюджета и переданы в систему государственных внебюджетных фондов, действующих на принципах обязательного государственного страхования.

В настоящее время в государственные социальные внебюджетные фон-ды входят Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Феде-ральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхова-ния. Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших соци-альных гарантий – государственного пенсионного обеспечения граж-дан, поддержки в сфере занятости, в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, оказания бесплатной медицинской помощи, санаторно-курортного обслуживания и других.

Именно через систему социальных внебюджетных фондов осуществля-ется финансирование почти половины всех социальных расходов консолиди-рованного бюджета России, что составляет около 9,5% ВВП, и более 85% всех социальных выплат населению (около 8% ВВП). Платежи во внебюд-жетные фонды составляют чуть менее четверти всех налоговых поступлений консолидированного бюджета Российской Федерации (около 8% ВВП).

Однако развитие социальной сферы в России сталкивается с рядом весьма масштабных трудностей, среди которых следует отметить, во-первых, ограниченность имеющихся в стране ресурсов и, во-вторых, многочислен-ность контингентов населения, требующих социальной защиты. Так, к сере-дине 2004 г. размер социальных обязательств государства составлял 2,8 трлн. руб., тогда как реальные возможности страны обеспечивали их покрытие только на сумму 500 млрд. руб. В начале века в стране насчитывалось 40 млн. пенсионеров, более 7 млн. инвалидов, 4,5 млн. страдающих психиче-скими заболеваниями и почти 1 млн. неполных семей.

Таким образом, повышение эффективности социальной политики Рос-сии должно быть основано на новых подходах к решению имеющихся про-блем, в том числе, и в проблемах функционирования внебюджетных соци-альных фондов.

Целью данной дипломной работы является выявление проблем фор-мирования и использования внебюджетных фондов с определением основ-ных направлений совершенствования их деятельности.

Объектом практического анализа является система региональных отде-лений внебюджетных фондов Ханты-Мансийского автономного округа.

Практическое значение данного исследования заключается в особой значимости социальной поддержки населения региона, поскольку Ханты-Мансийский автономный округ - это нефь. Это большой, а по среднеевро-пейским меркам, огромный регион. Здесь живут люди, чьи интересы не ис-черпываются добычей углеводородного сырья и его переработкой. Соответ-ственно, разговор о социальных ориентирах региональной политики сегодня не менее актуален, чем обсуждение проблем геологоразведки и налоговой системы.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

1) в рамках теоретического исследования:

a) Определение социально-экономической сущности внебюджетных фондов;

b) Классификация внебюджетных фондов и определение связи меж-ду ними;

c) B изучение правовой базы функциональной системы внебюджет-ных фондов;

2) В рамках практического анализа:

a) определение анализа состояния и направления использования средств ПФР

(на примере окружной ПФ Ханты-Мансийского автономного округа);

b) изучение функционирования и использования финансовых ре-сурсов ТФМС, отделения ФСС Ханты-Мансийского автономного округа);

c) выделение основных проблем формирования и использования внебюджетных фондов;

d) определение основных направлений совершенствования деятель-ности внебюджетных фондов.

Теоретической основой данного исследования стали учебные пособия и монографии специалистов, а также материалы СМИ и Интернет по данной теме. Кроме того, в работе использованы нормы и положения российского законодательства.

3.2. Возможность расширения рынка социальных услуг

Помимо решения вопросов по оптимизации источников формирования внебюджетных фондов, на повышение эффективности деятельности вне-бюджетных социальных фондов можно воздействовать и путем расширения рынка социальных услуг.

Выступая в Санкт-Петербурге на заседании президиума Госсовета, об-суждавшего проблемы пенсионеров, Президент РФ В.В.Путин отметил, что социальное законодательство и система финансирования социальной сферы нуждаются в серьезной корректировке. Простой финансовой накачкой сис-темы проблему не решить, поэтому необходимо создание полноценного рын-ка социальных услуг.

Возможности развития российской системы социального обслужива-ния и удовлетворение возрастающих потребностей в социальных услугах в настоящее время во многом определяются сложившимися экономическими и организационно-правовыми условиями.

В числе экономических условий следует отметить хронический недос-таток финансовых средств, в том числе и средств внебюджетных социальных фондов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адамов В.Е., Ильенкова С.Д. «Экономика и статистика».- М.: Финансы и статистика, 2000г., 315с

2. Бюджетный кодекс РФ (ред. от 23.12.2003 с изм. от 20.08.2004) // СЗ РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823

3. «Бюджетная система РФ». - Учебник, издание 2-е. Под ред. Романовского. - М.: ЮРАЙТ, 2000г., 615с

4. Выбор невелик, да медлить не велит // Экономика и жизнь.- 1998.-№46.-С3.

5. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие. – М.: Экономика, 2003, 303 с

6. Гатвинский А., Нечаева С. Развитие рынка социальных услуг. // Человеческие ресурсы, 2003, № 2

7. Гончаров В.С. “Формирование бюджетов государственных внебюджетных фондов и обеспечение гарантий в области обязательного пенсионного страхования, социального страхования и бесплатной медицинской помощи” / Материалы “круглого стола” Проблемы формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2005 год” (Совет Федерации Федерального Собрания РФ 19.10.2004). // Интернет-сайт Федерации независимых профсоюзов www.fnpr.ru

8. Дюбин В.В. Бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие. – Петрозаводск. Великие Луки. 2004. 115 с

9. Золотарева А. Совершенствование процедур разработки, утверждения, исполнения и контроля за исполнением государственного бюджета и проблемы статуса внебюджетных фондов в системе государственных финансов. - М.,: Б.и. 1999

10. Закон РСФСР от 10.10.91 № 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 14.11.1991, № 46, ст.1543

11. Конституция РФ (с изм. от 25.03.2004) // “Российская газета”, № 237, 25.12.1993

12. Колобаев О.М. Негосударственные пенсионные фонды и обязательное пенсионное страхование. Материалы сайта Министерства труда и социального развития РФ www.mintrud.ru

13. Мищенко О. «Слияние внебюджетных фондов: в проигрыше потребитель» // Экономика и жизнь, 1997, № 37

14.«Налоги: учебное пособие». Под ред. Н.П.Черника. – М.: Финансы и статистика, 2000г., 544с

15. «Налоги и налогообложение». – Учебное пособие под ред. Н.И.Русановой. – М.: ЮНИТИ, 2000 г., 495 с

16. «Налоги и налогообложение в Российской Федерации». Н.В.Миляков. Учебник. – М.: Книжный мир, 2000 г., 457 с

17. «Налоги и налогообложение». А.М.Юткина. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2000 г., 429 с

18. Налоговый кодекс РФ (часть первая) № 146-ФЗ от 31.07.1998 г. (в ред. от 02.11.2004) // СЗ РФ, 03.08.98, № 31, ст.3824

19. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) № 117-ФЗ от 05.08.2000 г. (в ред. от 30.12.2004) // СЗ РФ, 07.08.2000, № 32, ст.3340

20. Общая теория финансов: Учебник / Л. А. Дробозина, Ю. Н. Константинова, Л. П. Окунева и др.; Под ред. Л. А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. – 256 с.

21. Отчеты Управления МНС России по ХМАО. Материалы Интернет-сайта Управления МНС России по ХМАО www.86.nalog.ru

22. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. – М.: Юнити-Дана, 2003, 550 с.

23. Поляк Г.Б. Финансы. – М.: Юнити-Дана, 2003, 607 с.

24. Постановление Правительства РФ от 24.02.1993 г. № 4543-1 "О порядке финансирования обязательного страхования граждан" (в ред. от 24.03.2001) // Ведомости СНД и ВС РФ, 29.04.1993, № 17, ст.591

25. Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 г. № 101 "О фонде социального страхования Российской Федерации" (в ред. от 19.07.2002) // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 21.02.1994, № 8, ст.599

26. Постановление Фонда социального страхования РФ от 15.07.1994 г. № 429-р “Об организации Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу” // Сайт Администрации Ханты-Мансийского автономного округа www.admhmao.ru

27. Постановление Правления Пенсионного фонда РФ от 13.11.2001 г. № 177 “Об организации регионального отделения ПФР в ХМАО” // Сайт Администрации Ханты-Мансийского автономного округа www.admhmao.ru

28. Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (утв. постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г.) (в ред. от 05.08.2000) // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 30.01.1992, № 5, ст.180

29. Пешехонов Ю.В. «Внебюджетные социальные фонды: состояние и перспективы» // Финансы, 1997, № 4

30. «Справочник финансиста предприятия» - 2-е издание, дополненное и переработанное. Под ред. Баранникова Н.П. М.: ИНФРА-М; 1999г., 559 с.

31. Смирнов С., Малеева Т. «Внебюджетные социальные фонды: варианты реформирования» // Человек и труд, 1997, № 5

32. Седова М.Л. Внебюджетные фонды – проблемы и перспективы. Материалы Интернет-сайта http://www.dinform.ru/Law/main.asp?k=105764&t=409

33. Указ Президента РФ от 29.06.98 № 729 "Вопросы Федерального фонда обязательного медицинского страхования" // СЗ РФ, № 27, 06.07.1998, ст.3147

34. Федеральный закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в ред. от 23.12.2003) // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 04.07.1991, № 27, ст.920

35. Федеральный закон РФ от 14.11.2002 г. № 66-оз “О бюджете Ханты-Мансийского окружного фонда обязательного медицинского страхования на 2003 год ” (ред. 30.10.2002)

36. Федеральный закон РФ от 08.12.2003 г. № 67-оз “О бюджете Ханты-Мансийского окружного фонда обязательного медицинского страхования на 2004 год ” (ред. 28.11.2003)

37. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 175-ФЗ

"О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год" (с изменениями от 29 июня, 21 декабря 2004 г.)

38. Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. N 184-ФЗ

"О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год" (Принят Государственной Думой 17 декабря 2004 года, Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года)

39. Федеральный закон РФ от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах" (ред. от 02.12.2004) // СЗ РФ, № 19, 11.05.1998, ст.2071

40. Федеральный закон РФ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в РФ” (ред. от 28.12.2004) // СЗ РФ, 17.12.2001, № 51, ст.4832

41. Федеральный закон РФ от 20.07.2004 г. № 70-ФЗ “О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса РФ, Федеральный закон “Об обязательном пенсионном страховании в РФ” и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ” // СЗ РФ, 26.07.2004, № 30, ст.3088

42. Финансовое право. Учебник. Под ред. Горбуновой О. – М.: Юристъ. 2002.

43. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. / Под ред. проф. Г. Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2001. – 512 с.

44.Финансы / под ред. А.М. Ковалевой - М.: Финансы и статистика - 1998 г.

45. Финансы / под ред. В.М. Родионовой - М.: Финансы и статистика - 1993 г.

46. Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4832)

47. Федеральный закон от 20.07.2004 N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй налогового кодекса Российской Федерации, федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации"

Похожие работы на данную тему