Измененные состояния сознания

Название работы: Измененные состояния сознания

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Психология

Страниц:

31 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение………………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы исследований измененного

состояния сознания (ИСС)………………………………………………….5

1.1. Направления исследования и терминология…………………………..5

1.2. Классификации измененных состояний сознания…………………...11

1.3. Характерные черты ИСС……………………………………………….16

2. Исследования практик использования ИСС………………………..19

2.1. Использование и семантические критерии ИСС……………………..19

2.2. Анализ психоделически измененных состояний сознания………….24

Заключение…………………………………………………………………..29

Список литературы…………………………………………………………31

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования. Наше сознание предназначено для того, чтобы обеспечить нам адекватную реакцию в том мире, в котором мы живем. В данной социальной среде существуют какие-то общепринятые законы, которые мы не можем нарушить. Вот наше сознание, оно направлено на контроль наших действий и обеспечение адекватных ответов на внешние сигналы среды. Но если условия жизнедеятельности меняются, например, мы переходим в другую социальную среду, где другие принципы, наше сознание должно измениться. И чаще всего это бывает в условиях стресса, каких-то необыкновенных ситуаций, когда вести себя по-прежнему становится опасно для жизни. Приходится приспосабливаться к новым условиям и реагировать по-новому. В этом плане измененные состояния сознания (ИСС) можно приравнять к норме — они просто необходимы для перехода из одного состояния в другое, для адаптации.

Нормальное состояние сознания может определяться как продукт существования в определенных условиях, как физических, так и психосоциальных.

Если посмотреть на это шире, то становится ясно, что человек живет и функционирует в различных состояниях сознания и что разные культуры сильно отличаются в понимании, использовании и отношении к изменённым состояниям сознания. Многие народы, например, считают, что практически каждый нормальный взрослый человек способен входить в транс или может стать одержимым богом, тот же, кто не способен на это, считается психологическим калекой.

Во многих восточных цивилизациях были разработаны разнообразные сложные техники для стимулирования и использования ИСС, например, такие, как йога и дзен.

Глава 2:

Психоделическая практика достижения ИСС является исторически заданной и известна людям со времен родоплеменной самоорганизации. Особое значение психоделиков заключается в их способности раскрывать психику, делать ее необычайно чувствительной к запечатлению священнодейства, а, по сути, приобщать индивида к новым ситуациям и ролям.

Изначально ИСС служили средствами отбора и закрепления этапов и эталонов жизненных циклов и специализации членов сообществ, например: в ритуалах инициации воинов, духовных вождей, в обрядах семьи, рождения и смерти. Жесткие критерии прохождения позволяли каждый раз воспроизводить и укреплять сообщество в обычаях конкретного этноса.

Критерии успеха инициации для личности складывались не только из результата изменения, но, в значительной степени, определялись качеством этапов прохождения. Они предусматривали проявление сильных и слабых сторон физиологии, психики человека и его способности подтверждать свою социальность.

Суть данных этнопсихологических саморегуляций известна в современной истории ряда малых народов Америки, Юго-Восточной Азии, Сибири и Африки. По этнографическим исследованиям такие практики в форме мистерий были частью жизни народов Европы вплоть до 6 - 9 веков и как инициатические ритуалы до 12 - 14 веков.

Позиция Церкви в абсолютном праве на священное и мистическое, окончательное объявление Природы низменной формой бытия обусловили полный запрет психоделиков и инициатических практик ИСС. Возрождение психоделиков в их специфических качествах начинается в Европе употреблением производных конопли - гашиша и абсента - полыни.

Медицинское использование производных конопли просуществовало до 30-х годов 20 века. Эра синтетических психоделиков начинается с конца 40-х годов после открытия свойств ЛСД индуцировать ИСС, а также широкого и успешного применения препарата в дифференциальной диагностике и в лечении психических кризисов, неврозов, наркоманий и алкоголизма .

С конца 50-х ЛСД проникает в молодежную среду и пользуется особой популярностью в США, а к середине 60-х годов складывается ситуация массового «кислотного» потребления. После запрета ЛСД в 1966 году и последовательных запретов других новых синтетических препаратов этого ряда складывается устойчивый криминальный мировой наркорынок. В России в 2001 году принят закон, запрещающий препараты ЛСД - ряда.

Обязательным содержанием всех тематически или психотерапевтически обусловленных ИСС являются следующие фазы :

- первая фаза - погружение, - в ней индивид испытывает оглушенность, потерю контроля, четкости всех внешних и внутренних ориентиров. Он оказывается скованным в ощущении саморастворения, что воспринимается как неуправляемый процесс;

- переход ко второй фазе состояния может быть постепенным или быстрым, человек, как бы выныривает, оказывается в новой, неожиданной для него ситуации и реальности. При этом восстанавливается его ориентация, однако основная часть внимания захватывается, соединяется с внутрипсихическими содержаниями.

Индивид теряет четкость чувственных границ, а также определенность своего «Я» и становится частью динамического массива переживаний. Он вовлекается в поток образов, вытесненных и забытых событий, мифологических сцен и фантазий, по смыслу они, как правило, сопряжены друг с другом. В этом движении человек начинает выделять, обнаруживать себя, происходит его первичное самоопределение в условиях психоделии;

- в третьей условной фазе процесса у индивида проявляется особая чуткость к смыслам и чувствительность к осмыслению происходящего. Он начинает связывать реалии своей жизни с открывшимися психическими содержаниями, что стимулирует процесс переосмысления собственного существования и границ личностного "Я", оно перестает выступать в форме личного местоимения. Самовосприятие становится максимально динамичным и человек начинает усматривать богатство смыслов, которые стоят за простой Эго-формой. В данной фазе психика подвергается той или иной реконструкции в согласии со смысловой динамикой;

- в четвертой фазе человек сталкивается с феноменом психоделической ясности. Его "Я" обретает новое самоопределение и самопредставление, индивид по-новому оценивает свой опыт, состояние и перспективы, смысловая реконструкция психики обретает четкость. В этой фазе он уясняет содержание своих проблем, трудностей и успехов, здесь же возникают предпосылки самоизменений, обновления задач и ценностей.

Энцефалограмма в ИСС показывает изменение функционального состояния левого полушария. Левое полушарие отвечает за контроль, планирование действий, то есть самые высшие психические функции, без которых человек в сознательном состоянии не может обойтись.

При очаговом сознании человек как бы переходит на автоматизированный режим деятельности. Это правополушарная жизнь, которая таинственнее и богаче, чем при активном левом полушарии, когда все контролируется. Но исследовать ее гораздо тяжелее.

Происходит глобальное снижение активности мозга, когда информация не поступает в мозг или поступает только частично. Вот это, по-видимому, один из ключевых механизмов вхождения в ИСС.

При стандартной деятельности видно определенное распределение активности, как бы по диагонали — от передней области левого полушария к задней области правого полушария. Но если человек переходит к нестандартной деятельности, каким-то творческим поискам или входит в ИСС — эта диагональ становится противоположной — активными становятся передняя зона правого полушария и задняя левого полушария, исследователи условно называют это направление «осью сверхсознания» .

Заключение:

Психология, психотерапия, психофармакология, этнография, антропология вскрывают огромный пласт в изучении психики человека, условно называемый измененными состояниями сознания (ИСС). Он требует систематизации, осмысления и рефлексии с позиций академической науки, разработки собственных методов исследования.

Определения состояний сознания чрезвычайно размыты. Это наблюдается не только в континууме «необычного» и обычного (нормального) сознания, но и в таких дуальных его составляющих, которыми являются здоровье и патологические состояния сознания.

В нормальном состояние сознания человек имеет стройную дифференцированную структуру психических процессов. Он ясно различает внешний и внутренний миры («Я» и «не Я»), имеет четкую схему тела, ориентируется в окружающем пространстве и текущем времени. Нормальное состояние сознания возможно на определенном энергетическом уровне, который можно определить как уровень активации внимания-сознания.

В психофизиологии давно принята схема, предложенная Блоком. Нормальное состояние сознание возможно только в относительно узком диапазоне активации нервной системы. При отклонениях от этого диапазона или при изменении соотношения возбужденных и заторможенных нервных центров происходят изменения состояния сознания.

Изменить состояние сознание можно при помощи внутренних и внешних вспомогательных средств. К внутренним вспомогательным средства относятся воля, намерение, вера, которые являются основой для намеренного изменения состояния сознания. Существуют методики изменения состояния сознания, без прибегания к помощи внешним вспомогательным средствам.

В качестве внешнего вспомогательного средства может выступать любой раздражитель извне (индивидуально для каждого). Это может быть звук, свет, химические вещества. Ярким примером использования звука и света для изменения состояния являются компьютерные программы, которые используют звук и свет, для изменения волновой активности мозга.

Похожие работы на данную тему