Функции педагогического процесса: информатизации, развития, социализации личности.

Название работы: Функции педагогического процесса: информатизации, развития, социализации личности.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Педагогика

Страниц:

25 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

1. Сущность педагогического процесса и его функций 5

2. Характеристика основных функций педагогического процесса 9

3. Роль функций педагогического процесса в обучении и воспитании 19

Заключение 22

Список литературы 23

Выдержка:

Введение:

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое ус-ловие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявле-ния и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сло-жившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.

Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы вос-питатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное само-воспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития.

Развитие любой области научного знания связано с развитием понятий, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс сущностно единых явлений, а с другой - конструируют предмет данной науки. В поня-тийном аппарате конкретной науки можно выделить одно, центральное, по-нятие, которое обозначает всю изучаемую область и отличает ее от предмет-ных областей других наук. Остальные понятия аппарата той или иной науки, в свою очередь, отражают дифференциацию исходного, стрежневого, поня-тия.

Система понятий, представленная во взаимосвязи их друг с другом, есть не что иное, как одно развитое понятие, выражающее сущность предме-та данной науки. Для педагогики роль такого стержневого понятия выполня-ет педагогический процесс. Оно, с одной стороны, обозначает весь комплекс явлений, которые изучаются педагогикой, а с другой - выражает сущность этих явлений. Анализ понятия "педагогический процесс" поэтому выявляет существенные черты явлений образования как педагогического процесса в отличии от других родственных ему явлений.

Прежде всего, отметим, что поскольку образование как предмет педа-гогики - это педагогический процесс, то словосочетания "образовательный процесс" и "педагогический процесс" будут синонимичными. В своем первом приближении к определению педагогический процесс - это движение от це-лей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Его сущностной характеристикой поэтому является целостность как внутреннее единство его компонентов, относительная их автономность.

Рассмотрение педагогического процесса как целостности возможно с позиций системного подхода, который позволяет увидеть в нем прежде всего систему - педагогическую систему (Ю. К. Бабанский).

В рамках данной работы педагогический процесс рассмотрен нами с точки зрения его функционирования, дана характеристика отдельных его функций: информатизации, развития, социализации личности.

Методы исследования носят теоретическую направленность – анализ литературы, обобщение и систематизация материала.

Глава 3:

Целостность, общность, единство - главные характеристики педагоги-ческого процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его про-цессов единой цели. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается: 1) в единстве и самостоятельности процессов, его об-разующих; 2) в целостности и соподчиненности, входящих в него обособлен-ных систем; 3) в наличии общего и сохранении специфического.

Доминирующая функция процесса обучения - обучение, воспитания - воспитание, развития - развитие. Но каждый из названных процессов выпол-няет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитание осущест-вляет не только воспитательную, но и развивающую, и образовательную функцию, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и раз-вития. Диалектика взаимосвязей налагает отпечаток на цели, задачи, содер-жание, формы и методы осуществления органически неразрывных процес-сов, при анализе которых приходится также выделять доминирующие харак-теристики. В содержании обучения превалирует формирование научных представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, оказываю-щих впоследствии большое влияние и на развитие, и на воспитанность лич-ности. В содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм, правил, идеалов, ценностных ориентаций, установок, мотивов и т.д., но в то же время формируются и представления, и знания, и умения. Таким об-разом, оба процесса ведут к главной цели - формированию личности, но каж-дый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами.

Выбор форм и методов достижения цели. Если в обучении использу-ется преимущественно строго регламентированная классно-урочная форма работы, то в воспитании превалируют более свободные формы различного характера: общественно полезная, спортивная, художественная деятельность, целесообразно организованное общение, посильный труд. Различаются и единые в своей основе методы (пути) достижения цели: если обучение ис-пользует преимущественно способы воздействия на интеллектуальную сфе-ру, то воспитание, не отрицая их, более склонно к средствам, воздействую-щим на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы. Имеют свою специфику методы контроля и самоконтроля, применяемые в обучении и воспитании. В обучении, например, обязательно применяются устный кон-троль, письменные работы, зачеты, экзамены. Контроль за результатами вос-питания менее регламентирован. Информацию педагогам здесь дают наблю-дения за ходом деятельности и поведения учеников, общественное мнение, объем выполнения намеченной программы воспитания и самовоспитания, другие прямые и косвенные характеристики [7].

Заключение:

Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности – это результат реализуемых в единстве образовательной и воспи-тывающей функции.

Педагогический процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодейст-вие учителей и учащихся, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств уче-ников.

Педагогический процесс - это специально организованное, целенаправ-ленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на реше-ние развивающих и образовательных задач.

Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педа-гогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.

Похожие работы на данную тему