Педагогическое общение как творческий процесс

Название работы: Педагогическое общение как творческий процесс

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Педагогика

Страниц:

47 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы педагогического общения 6

1.1 Ретроспективный анализ понятия «педагогическое общение» 6

1.2 Понятие, сущность педагогического общения 9

1.3 Технология педагогического общения 24

Глава 2. Изучение педагогического общения как творческого процесса 29

2.1 Общие положения исследования 29

2.2 Диагностика педагогического общения 30

2.3 Рекомендации по оптимизации стиля педагогического общения 39

Заключение 43

Список использованной литературы 46

Выдержка:

Введение:

Наше общество переживает сложнейший этап преобразований. Происхо-дящие в России реформы, переход к рыночным отношениям оказывают на сфе-ру образования как позитивное, так и негативное влияние.

За последнее десятилетие в жизни образования произошли значительные изменения: введены вариативные учебные планы, открываются новые типы учебных заведений (школа - сад, гимназия, лицей и т.д.), утвержден базисный учебный план, включающий федеральный, региональный и компонент учреж-дения, внедряется федеральная программа развития образования. Позитивные изменения в жизни общества, связанные с ее демократизацией, способствовали провозглашению педагогики сотрудничества, ориентира на общечеловеческие ценности. Вместе с тем в последние годы наблюдается кризис образования, обусловленный дефицитом его финансового обеспечения, превращением обра-зования в инструмент рыночных отношений, приверженностью образования традиционному укладу его организации, который очень часто не вписывается в жесткие быстроменяющиеся рыночные реалии современного общественного развития России.

Стержнем педагогической работы должна стать реализация целей и задач образования через учебно-воспитательную деятельность, основанную на лич-ностно-ориентированной педагогике и гуманистических принципах сотрудни-чества учителя и ученика, продуктами которой одновременно являются и ра-циональная технология учения, и всестороннее развитие личности. Партнерст-во, сотрудничество педагогов и учащихся, ставшие ведущими чертами учебной жизни, будут стимулировать поиск новых форм межличностного общения и, вне сомнения, способствовать повышению качества обучения и воспитания подрастающего поколения.

Проблему общения, межличностного взаимодействия педагогов и воспи-танников В.А. Сухомлинский назвал самой неискоренимой и самой человеч-ной. Невозможна успешная работа учителя там, где не налажено сотрудничест-во с учащимися.

По данным психологов, гуманистический стиль общения, добрые дело-вые взаимоотношения повышают эффективность обучения на 15 - 18%. И на-оборот, отсутствие их снижает работоспособность от 10 - 20% у слабых до 37% - у сильных учеников. Еще больше страдает сам педагог. Плохое настроение снижает производительность его труда. Культура общения составляет неотъем-лемую часть духовной культуры педагога. Она всегда относилась к числу важ-нейших качеств его личности

В любом коллективе общение является связующим звеном между руко-водителем и подчиненными, между подчиненными. От эффективности обще-ния зависит эффективность работы того или иного коллектива, степень его психологической комфортности для его членов, его уровень развития. Поэтому тема общения в любом коллективе является наиболее актуальной. Данной про-блеме посвящены труды многих психологов и педагогов. Использованные ли-тературные источники большей частью являются психологическими (рассмот-рено понятие «общение», его составляющие и его значение) и педагогическими (рассмотрено педагогическое общение).

Эта проблема рассматривалась с точки зрения влияния общения на фор-мирование личности (А.В. Мудрик, А.А. Добрович. В.В. Бодалев и др.); с точки зрения влияния общения на формирвоание межличностных отношений в кол-лективе (Я.Л. Коломенский, Р.Л. Кричевский, Г.М. Андреева и др.).

Данное требование общества и определило тему нашей работы: «Педаго-гическое общение как творческий процесс»

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить сущность педагогического общения как творческого процесса.

Объект изучения: педагогическое общение.

Предмет: культура педагогического общения, стереотипы и установки.

Задачи исследования:

1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

2. определить сущность понятия «общение педагога»;

3. рассмотреть специфику культуры педагога;

4. охарактеризовать технологию педагогического общения;

5. на практике определить возможности применения педагогического общения в качестве творческой составляющей;

6. разработать рекомендации по оптимизации педагогического обще-ния.

Методы исследования: теоретические - анализ литературы, обобщение данных, систематизация материала; практически – наблюдение, тестирование, моделирование.

Экспериментальная база исследования: Копейский колледж легкой про-мышленности.

Работа состоит из 2 глав, в которых раскрыты основные вопросы по про-блеме: глава 1 посвящена общему понятию «общение» и его влиянию на фор-мирование личности педагога, особенностям общенияв педагогической дея-тельности, влиянию педагогического общения на формирование личности; гла-ва 2 представляет собой практической исследование проблемы и посвящена изучению педагогического общения в качестве творческого процесса.

Глава 2:

Методика определения психологической атмосферы в группе полностью подтверждает результаты первой методики («Диагностика уровня развития межличностных отношений»). Так, следует отметить, что в группах с высоким уровнем развития межличностных отношений сохраняется благоприятный пси-хологический климат, т.е. отмечается развитие на достаточном уровне друже-любия, согласия, удовлетворенности своей деятельностью, увлеченностью сво-ей работой. Напряженная психологическая атмосфера в группах с низким уров-нем развития межличностных отношений, разрозненных. Средний уровень подтверждается психологическим давлением на членов группы внешних фак-торов, что приводит к дискомфорту.

В процессе анализа последних двух методик по определению межлично-стных отношений можно проследить зависимость уровня развития взаимоот-ношений в группе и стилем педагогического общения кураторов в группах. Бо-лее точные данные будут получены при соотнесении всех предыдущих методик с результатами, полученными при диагностике восприятия подчиненными сво-его руководителя (методики «Эффективность лидера» и «Определение типа деятельности по отношению к руководителю»).

Методика «Определение типа деятельности по отношению к руководите-лю» позволяет оценить основные сферы деятельности лидера:

аналитико-оценочную;

технико-функциональную;

коммуникативно-поведенческую;

творчески-инновационную.

Каждая из этих сфер имеет набор характеристик, по степени наличия ко-торых у руководителя судят подчиненные, определяя всегда, часто, иногда, редко или никогда проявляется это качество. Обработав ответы респондентов нами была составлена сводная таблица, в которой указаны преобладающие от-веты по каждому из параметров. На основе определения в начале эксперимента стиля управления руководителей, мы объединили ответы респондентов по группам:

группы с руководителем –авторитаром ( преобладающие ответы обозна-чены- А);

группы с руководителем –демократом (ответы – Д);

группы с либеральным руководителем (обозначение Л);

группы, где у руководителя преобладает смешанный стиль руководства (преобладающие ответы –С).

Обобщив таким все ответы испытуемых, возможным будет проанализи-ровать точность определения стиля педагогического общения (на основе сход-ства или различия параметров с описанными в теоретической главе стилями управления). Это позволит сделать более точный вывод о влиянии стиля педа-гогического общения на межличностные отношения в коллективе. Обобщенные результаты представлены в табл. 4.

Таблица 4

Сводная таблица характеристики педагогов с точки зрения эффективно-сти его деятельности (с точки зрения студентов)

Заключение:

Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное об-щение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, направ-ленное на решение определенных педагогических задач и реализацию педаго-гических функций. Между категориями «общение» и «деятельность» существу-ет диалектическая взаимосвязь. Более того, можно утверждать, что существуют виды деятельности, которые принципиально строятся по законам общения. Очевидно, педагогическая деятельность — одна из них. Межличностные отно-шения в учебной группе должны формироваться педагогом целенаправленно в процессе педагогического общения. При этом на определенных — высших — стадиях ведущим источником становится саморазвитие коллектива. Но на на-чальных этапах центральное место в формировании высокого уровня межлич-ностных отношений принадлежит педагогу.

Являясь одним из основных факторов в процессе формирования лично-сти, процесс общения является неотъемлемой частью жизни и деятельности любого человека. Вступая в процесс общения человек решает свои проблемы, приобретает новые знания, умения и навыки, развивается, расширяет круг сво-его общения. Кроме всего этого, общение является фактором успешной социа-лизации человека в коллективе.

Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и разви-тия контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной дея-тельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стра-тегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общение является предметом изучения многих наук. Н.П. Ерастов выде-ляет в качестве самостоятельных логико-гносеологический, функционально-лингвистический, комплексно-сочетательные и общепсихологический подходы к общению.

Общение - это процесс развития и становления отношений между субъек-тами, которые активно участвуют в диалоге. Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения: учебно-дисциплинарную; личностно-ориентированную.

В социальной психологии принято выделять три основные стороны об-щения (Андреева Г.М.): взаимное восприятие и понимание людьми друг друга (перцептивный компонент общения); обмен информацией (коммуникативный компонент); осуществление совместной деятельности (интерактивный компо-нент).

Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодейст-вие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе. Основные функции педагогического общения: информационная; контактная; побудительная; амо-тивная.

Механизмами межличностного восприятия являются: проецирование; де-центрация; идентификация; эмпатия; стереотипизация.

А.А. Реан выделяет шесть групп социально-перцептивных стереотипов: антропологические; этнонациональные; социально-статусные; социально-ролевые; экспрессивно-эстетические; вербально-поведенческие.

Существует ряд факторов, которые мешают правильно воспринимать и оценивать учащихся. Основные из них таковы: эффект "ореола", безотчетное структурирование личности учащегося, эффект "проецирования", эффект "пер-вичности"; эффект "последней информации" и др.

Коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной передачи учебной информации между участниками педагогическо-го процесса. В общем можно выделить три группы барьеров педагогического общения: личностные; социально-психологические; физические.

Эффективность педагогического общения в немалой степени определяет-ся личностными качествами учителя. Среди них можно выделить четыре груп-пы: показатели коммуникативного плана; показатели индивидуально-личностного плана; показатели общего социально-психологического плана; показатели морально-этического плана.

Похожие работы на данную тему