Особенности конфликтного поведения учащихся общеобразовательных учреждений с экстра- и интропунитивным реагированием

Название работы: Особенности конфликтного поведения учащихся общеобразовательных учреждений с экстра- и интропунитивным реагированием

Скачать демоверсию

Тип работы:

Часть диссертации

Предмет:

Педагогика

Страниц:

101 стр.

Год сдачи:

2019 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЭКСТРА- И ИНТРАПУНИТИВНЫМ РЕАГИРОВАНИЕМ…………………………………8

1.1 Локус контроля как психологический фактор, характеризующий тип личности…………………………………………………………………………...8

1.2 Конфликты среди учащихся в образовательных организациях………13

1.3 Конфликтное поведение учащихся с различными формами………….19 реагирования.

Выводы по первой главе………………………………………………..............23

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЭКСТРА- И ИНТРАПУНИТИВНЫМ РЕАГИРОВАНИЕМ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ …………………..25

2.1 Выявление учащихся образовательного учреждения с экстра- и интропунитивным реагированием……………………………………………...25

2.2 Исследование способов реагирования в конфликтах (на примере учащихся ГБОУ Романовская школа)………………………………………….31

Выводы по второй главе………………………………………………………...38

Глава 3. ПУТИ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ЭКСТРА- И ИНТРАПУНИТИВНЫМ РЕАГИРОВАНИЕМ ………………...41

3.1 Профилактика конфликтов обучающихся с экстра- и интропунитивным реагированием……………………………………………………………………41

3.2 Практические занятия по снижению конфликтности учащихся с экстрапунитивным реагированием……………………………………………..47

3.3 Апробация тренинга…………………………………………………………50

Выводы по третьей главе……………………………………………...………...52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….54

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….58

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...……..62

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Конфликтное поведение учащихся в современных школах – достаточно частое явление. Учитывая то, что школьники проходят процесс социализации, их конфликты – это не просто негативные явления в школьной жизни, а особые и значимые ситуации общения. От того, насколько педагоги будут осведомлены о сущности конфликтов, а главное будут готовы к предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций, во многом будет зависеть полноценное и гармоничное развитие детей.

Конфликты, возникающие в учебном заведении по разным поводам постоянно обостряются, что ставит вопрос о внимательном их рассмотрении для дальнейшего разрешения. В наше время конфликты в образовательной среде приобретают все более агрессивные формы, часто приобретают общественную огласку, что еще больше усугубляет негативное психологическое состояние его участников.

Благоприятный психологический климат в коллективе (школе, классе, группе), снижение влияния конфликтогенных факторов, существующих в образовательной среде, использование методов индивидуального консультирования, учет личностного компонента участников конфликта будут способствовать личностному развитию каждого ученика.

Актуальность исследования объясняется несколькими причинами. Во-первых, тема связана с проблемами, вызванными конфликтами в разных социальных сферах. Конфликты в образовательной сфере бывают достаточно острыми и негативно отражаются на развитии личности школьников.

Во-вторых, при определенной изученности данной проблемы объяснение конфликта в школьной среде затруднено. Это связано, на наш взгляд, с рядом причин: во многих теоретических концепциях явление конфликта толкуется достаточно противоречиво; большинством педагогов конфликт воспринимается как отрицательное, деструктивное явление; в школьной практике, по сути, отсутствует обучение поведению (как учащихся, так и педагогов) в конфликтных ситуациях.

........................

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ЭКСТРА- И ИНТРАПУНИТИВНЫМ РЕАГИРОВАНИЕМ

1.1 Локус контроля как психологический фактор, характеризующий тип личности

Конфликтное поведение обусловливают различные факторы, одним из которых выступают особенности того или иного типа личности участников конфликта. В нашей работе изучается конфликтное поведение участников школы, для которых характерно частое возникновение фрустрационных состояний. Тот или иной способ поведения при фрустрации отражает соответствующие типологические личностные особенности. Поэтому вначале необходимо охарактеризовать соответствующие научные понятия, такие как фрустрация и, как будет дальше показано, связанное с ним – локус контроля.

Проблема фрустрации тщательно изучена С. Розенцвейгом. Согласно его определению фрустрация наступает, когда человек на пути к удовлетворению какой либо жизненной потребности встречает препятствие, субъективно воспринимаемое как непреодолимое. Фрустрация рассматривается как явление, заключающееся в приспособлении индивида к окружающей его среде [14, 38].

С. Розенцвейг, исследуя состояние фрустрации, разделил все возникающие реакции на: интропунитивные (внутренне направленные), экстропунитивные (внешне направленные) и импунитивные (ненаправленные). Тем самым реакции человека могут быть направлены либо на самого себя как виновника происходящего, либо на окружающую его среду, выражаясь в различных требованиях к ней, либо человек может занять своего рода примиренческую позицию [14, 34, 38].

В ситуации, когда цель человека по каким-то причинам не может быть достигнута, у человека складывается тенденция реагировать на возникшую ситуацию путем центрирования на внутренней сфере, внешней либо нейтральной.

.............

Похожие работы на данную тему