Особенности мотивационной сферы лиц, занимающихся предпринимательством и работающих по найму

Название работы: Особенности мотивационной сферы лиц, занимающихся предпринимательством и работающих по найму

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Менеджмент

Страниц:

73 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Введение

Гл. I. Исследование особенностей мотивационной сферы лиц, занимающихся предпринимательством и менеджеров, работающих по найму как психологическая проблема.

&1.1.Психологические характеристики деятельности предпринимателей и менеджеров.

1.1.1. Развитие предпринимательства в России. Исторический аспект и современное состояние.

1.1.2.Специфика деятельности предпринимателей.

1.1.3.Специфика деятельности менеджеров.

1.1.4. Проблема влияния личностных особенностей на эффективность деятельности предпринимателя и менеджера.

&1.2. Проблема мотивационной сферы человека в психологических исследованиях.

1.2.1. Исследования мотивации. Исторический аспект. Основные теоретические подходы к исследованию мотивации.

1.2.2. Структура мотивационной сферы.

1.2.3. Проблема связи мотивационной сферы и деятельности.

ГЛ. II. Исследование особенностей мотивационной сферы предпринимателей и менеджеров, работающих по найму г. Красноярска.

&2.1. Методическое обеспечение исследования.

&2.2. Анализ результатов исследования.

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Выдержка:

Введение:

В связи с преобразованиями, произошедшими в нашем обществе за последнее время – как социальными, так и экономическими, люди столкнулись с новыми реалиями, с новыми возможностями и требованиями. Чтобы «оставаться на плаву» теперь зачастую приходится менять сложившиеся стереотипы поведения и строить иную линию поведения.

В России появились люди иной формации, иного склада, которые занимаются частной предпринимательской деятельностью, открывают собственное дело и работают для себя. Этим они принципиально отличаются от менеджеров, работающих по найму, пусть даже менеджеров управленческого звена. В чем же интересы, мотивация, цели и задачи тех и других различны, а в чем схожи? Почему одни становятся предпринимателями, а у других нет желания (а может быть, не возможности) стремиться к этому? Каковы принципиальные отличия в мотивационной сфере одних и других? Почему первых меньше чем других, и каковы их личностные и психологические особенности?

Пусть не на все эти вопросы, но хотя бы на некоторые из них может помочь разобраться исследование мотивационной структуры людей, занимающихся частными предпринимательством и лиц, работающих по найму. Для того чтобы разобраться в психологическом портрете тех и других недостаточно знаний обычной бытовой психологии, необходимы более глубокое исследование и анализ их качеств и мотивов рабочего поведения.

Наблюдаемые объекты изучаются чаще всего с точки зрения экономики и менеджмента, их же психологическому сравнению не уделено достойного внимания в современной психологической науке.

Данная работа освещает одну из важнейших теоретических проблем психологи – мотивацию. Эту сферу нельзя назвать неизученной, но на данном этапе развития страны и экономики, возникает множество аспектов в мотивационной сфере работников и лиц, занимающихся самостоятельной предпринимательской деятельностью, что это не может не быть интересным для исследователей. Благодаря развитию в России рыночных отношений, стал существовать целый пласт реально развивающихся частных фирм и предприятий, а изучение психологических особенностей лиц, их представляющих представляет для психологов профессиональный интерес. Предпринимательство стало образовываться как класс сравнительно недавно, и явление это еще недостаточно изучено, поэтому представляет определенные сложности.

Глава 2:

Мотивация к рабочему комфорту уменьшается при интернальном типе локус-контроля и при повышении заинтересованности в труде, а увеличивается при склонности человека к риску.

Заинтересованность в более высоком социальном статусе увеличивается при повышении интереса к деньгам, а также при склонности человека к риску, а эти понятия, соответственно, напрямую зависят от желания человека повысить свой социальный статус.

Таким образом, проанализировав данные, полученные в результате исследования, можно сделать следующие выводы об изменениях мотивационной сферы менеджеров:

- люди, работающие по найму, в практически равной мере склонны как к риску, так и к осторожности в сфере труда.

-к осторожности более склонны работники, которые больше заинтересованы в труде, в жизненном комфорте, проявляющие общую рабочую активность, творческую рабочую активность и, что логично, имеющие высокую общественную рабочую полезность.

-работники экстернального типа показывают склонность к высокому реальному жизненному и рабочему жизнеобеспечению и повышению реального и идеального жизненного социального статуса.

-корреляций у работников интернального типа гораздо меньше, чем у экстерналов, у них прослеживается обратная связь с рабочим комфортом и прямая – с общей жизненной активностью.

Если же сравнивать изменение мотивационной сферы предпринимателей и менеджеров, работающих по найму, то можно сделать следующие выводы.

У предпринимателя чаще преобладают к интернальные признаки, нежели у менеджеров, работающих по найму. Экстернальные мотивационные признаки могут встречаться как у тех, так и у других, но среди менеджеров, работающих по найму, они встречаются чаще. Этот факт можно во многом объяснить личностными особенностями людей, которые занимаются предпринимательством, которые заняты в этой сфере и добиваются в ней результатов.

Предприниматели оказались менее склонны к риску, нежели менеджеры. Это можно объяснить тем, что у занимающегося частным бизнесом человека есть больше опасности потерять достаточно большие материальные ценности, в то время как человек, работающий по найму, допуская риск в своей рабочей деятельности, рискует, по сути, не личным имуществом, а лишь достигнутым в фирме положением.

В то же время, люди, склонные к осторожности, оказываются больше заинтересованы в труде, стабильном социальном общественном положении, жизненном комфорте, и именно они проявляют большие результаты рабочей активности и творческого подхода к работе. Люди же, склонные к риску, по-видимому, больше надеются именно на риск, поэтому в обычной рабочей атмосфере проявляют меньше активности и творчества.

Корреляционных связей с другими шкалами у лиц с признаками интернальности замечено гораздо меньше, нежели у экстерналов. На основании этого можно сделать выводы о том, что мотивационная сфера интерналов менее мобильна и подвижна, и будучи сформированной, она меньше поддается воздействиям и влияниям. В противовес этому, у людей, для которых характерны признаки экстернальности, чаще меняются мотивы, и их мотивационная сфера в принципе более подвижна. Если при этом учитывать, что интернальность чаще характерна для частных предпринимателей, нежели для менеджеров, работающих по найму, то можно говорить о том, что особенностью мотивационной сферы предпринимателей является меньшая подвижность и подверженность различного рода влияниям. В свою очередь, менеджеры, работающие по найму, оказываются менее стабильными и подверженными различным факторам.

Заключение:

В первой части данного исследования мы кратко осветили современное состояние предпринимательства в России, особенности деятельности лиц, занимающихся коммерческой деятельностью и работающих по и сделали вывод, что для большей продуктивности в рабочей сфере тех и других необходимо обязательно учитывать как личностные особенности человека, его психологические характеристики и склонности к тому или иному виду деятельности, так и общие тенденции в развитии мотивации трудовой деятельности. Для этого во второй главе дипломного исследования была рассмотрена структура и составляющие трудовой мотивации, а также теоретические подходы к изучению данной проблемы.

Третья глава была посвящена анализу данных, полученных в результате психологического исследования 31 человека, принадлежавших к сфере предпринимателей и лиц, работающих по найму.

Результатами проведенного исследования можно считать следующие выводы, сделанные в результате анализа полученных данных:

Для предпринимателей более характерны устойчивость мотивационной сферы, меньшая склонность к риску, большая рассудительность и контроль над собой.

Менеджеры же предстают другом свете – для них, исходя из результатов исследования, оказываются характерными большая изменчивость мотиваций, разнообразие мотивов, чаще предстает иной тип локуса-контроля (экстернальность) и большая склонность к общей рабочей активности.

Психологическими особенностями предпринимателей, таким образом, являются целеустремленность, большая статичность мотивации и организованность.

Результаты данного исследования могут быть использованы в практическом плане руководителями предприятий для повышения уровня работоспособности и улучшения психологической атмосферы в коллективе. Также результаты можно использовать на различного рода тренингах и семинарах для повышения эффективности уровня предпринимательской деятельности и руководящей работы. Кроме того, мобильность мотивационной структуры менеджеров можно использовать руководителям разного уровня для успешного манипулирования мотивами людей, работающих по найму и грамотного использования стимулов и поощрения в повседневной работе для повышения ее эффективности.

Похожие работы на данную тему