Налоговая система РФ и ее роль в социально-экономическом развитии России

Название работы: Налоговая система РФ и ее роль в социально-экономическом развитии России

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Налоги

Страниц:

100 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4

1.1. Податная система Российского государства в средние века 4

1.2. Петровские преобразования податной системы 7

1.3. Налоги в послепетровскую эпоху 10

1.4. Платежи в государственный бюджет советского периода 13

1.5. Налоговые модели 1940-1980-х гг. 16

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21

2.1. Налог – фискальная форма наполнения доходами казны РФ 21

2.2. Налоговый механизм и его элементы 25

2.3. Статистические показатели собираемости налогов в Российской Федерации за последние годы 31

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 37

3.1. Снижение налоговой нагрузки 37

3.2. Оптимизация налоговой реформы 56

3.3. Состояние и перспективы проводимой налоговой реформы 76

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 100

Выдержка:

Введение:

Более десяти лет в России идет процесс создания совершенной налоговой системы. В середине 1995 г. в Минфине России была сформирована рабочая группа по подготовке Налогового кодекса Российской Федерации, работа которой явилась началом серьезных преобразований в системе налогообложения. За эти годы принята и вступила в действие с 1999г. первая часть Кодекса, установившая общие положения налоговой системы страны. С ее принятием регламентированы все аспекты взаимоотношений государства и налогоплательщика, определен порядок установления и отмены налогов и сборов. Продолжается работа над второй частью Кодекса. Из почти тридцати предусмотренных глав его второй части к настоящему времени принято большинство, определяющих общий налоговый климат в стране. В их числе – основополагающие федеральные налоги, а также часть региональных налогов.

Практическое применение принятых глав Налогового кодекса показывает, что, наряду с решением многих имевшихся до его принятия проблем, возникли новые проблемы. Они обусловлены поспешностью, непродуманностью отдельных принятых при формировании Кодекса решений. В предлагаемой работе сделана попытка на основе обобщения накопленного опыта критически проанализировать действенность созданного налогового механизма как на экономику страны, так и на формирование доходов бюджетов всех уровней. На этой основе выявлены накопившиеся проблемы в данной области и разработаны рекомендации по их возможному решению.

Практическая ценность работы состоит в том, что анализ современной налоговой системы Российской Федерации и разработанные рекомендации по совершенствованию ее наиболее принципиальных положений дают картину современного состояния налогообложения в нашей стране, а также возможный путь решения возникших проблем и нерешенных вопросов.

В ходе написания данной работы было проанализирована масса нормативно-правовых актов и иных источников, в том числе монографии известных ученых, таких как: А.М. Прохорова, А.С. Жильцова, А.А. Козырева, Г.К. Мишина, Л.П. Окуневой и мн. др.

Во многих изданиях содержатся очень важные сведения, которые действительно помогли в исследовании данной проблематики. У каждого автора, безусловно, какие-то части данной работы изложены намного подробнее, чем у меня, но также полно я не смогу осветить эти вопросы, поскольку ограничен определенным объемом. Поэтому постараюсь изложить материал достаточно развернуто, но в то же время компактно.

Глава 3:

Налог на добавленную стоимость. Основные направления совершенствования НДС лежат в плоскости приближения к международным стандартам, т.к. это позволит повысить эффективность и нейтральность налога, снизить административные издержки и издержки налогоплательщиков по исполнению налогового законодательства. Для этих целей предстоит:

- осуществить переход на взимание НДС (включая предоставление права на налоговый вычет) по методу начислений, основываясь на данных о выставлении и получении счетов-фактур, либо (в зависимости от того, какое событие произошло ранее) отгрузке или оплате товара (работы, услуги);

- осуществить переход к единой ставке НДС;

- сократить срок возврата налога на добавленную стоимость по экспортным операциям, уточнить механизм применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость, в том числе перечня документов;

- перейти к общему порядку принятия к вычету НДС, уплаченного при осуществлении капитальных вложений;

- освободить от НДС операций по передаче в собственность граждан и юридических лиц, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в том числе занятых ранее приватизированными предприятиям, а также представляемых в собственность на торгах;

- произвести модернизацию информационных технологий и процедур, используемых налоговыми органами для мониторинга деятельности налогоплательщиков, с целью оперативного выявления фактов уклонения от уплаты НДС;

- закрепить обязанность представления налоговых деклараций и расчетов по налогам и информации, содержащейся в счетах-фактурах, в электронном виде.

4. Налог на прибыль. В части совершенствования налога на прибыль будет, во-первых, изменен порядок отнесения на расходы в целях налога на прибыль расходов на осуществление НИОКР, с целью стимулирования инновационной активности. В этой связи будут предприняты следующие меры:

- сокращены сроки, в течение которых расходы на НИОКР включаются в состав прочих расходов в целях налога на прибыль (возможно установление общего порядка);

- включен в состав прочих расходов весь объем расходов на НИОКР, которые не привели в положительному результату.

Во-вторых, будет изменен порядок переноса убытков на будущее, учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль, для стимулирования инвестиционной деятельности предприятий – резидентов особых экономических зон, а в дальнейшем – рассмотрен вопрос об изменении этого порядка в отношении всех налогоплательщиков.

5. Налог на доходы физических лиц. Плоская шкала подоходного налога в среднесрочной перспективе будет сохранена. В силу того, что данный налог является основным доходным источником региональных и местных бюджетов, будут приняты меры по обеспечению зачисления доходов от этого налога в бюджет по месту жительства налогоплательщика.

В ближайшие годы необходимо осуществить постепенное увеличение вычетов на образование и здравоохранение (в т.ч. медицинское страхование), а также пенсионное страхование.

6. Налог на добычу полезных ископаемых. Структура запасов углеводородного сырья резко ухудшается в результате опережающей выработки наиболее рентабельных частей месторождений и залежей. В среднесрочной перспективе будет осуществлен переход от единых ставок НДПИ на добываемые углеводороды к дифференцированным в зависимости от горно-геологических и экономических характеристик месторождений ставкам.

7. Региональные и местные налоги. Эффективное предоставление государственных услуг на региональном и местном уровнях власти требует наличия фискальной автономии субъектов Федерации и муниципальных образований. Для этих целей необходимо в ближайшее время создать условия для взимания налога на жилую и коммерческую недвижимость как основной элемент фискальной автономии, соответственно, местных и региональных властей.

Заключение:

Практика последних лет показывает бесперспективность попыток устранения основных недостатков действующей налоговой системы путем внесения «точечных» изменений в налоговое законодательство. Проблема может быть решена исключительно принятием единого, взаимосвязанного и комплексного документа, в котором достигается баланс интересов государства и налогоплательщиков, и разработки четкого плана по внесению в него сбалансированных поправок по мере создания необходимых для этого предпосылок. Налоговая реформа должна предусматривать, с одной стороны, снижение налоговой нагрузки и решение наиболее важных для бизнеса вопросов (ликвидация барьеров, препятствующих развитию бизнеса), а с другой стороны, – б?льшую “прозрачность” налогоплательщиков для государства, улучшение налогового администрирования и сужение возможностей для уклонения от налогообложения. Насущной задачей является скорейшее решение проблемы, касающейся обеспечения сбалансированности фискальной, протекционистской и регулятивной функций таможенных платежей и, в первую очередь, таможенных пошлин как одного из основных инструментов таможенной политики.

Проводимые мероприятия в области реформирования налоговой системы не должны ограничиваться лишь совершенствованием законодательства. Они должны включать в себя также:

- установление жесткого оперативного контроля за соблюдением действующих законов и резкое усиление мер, направленных на пресечение противозаконной деятельности и теневых экономических операций, не подпадающих под налогообложение;

- усиление пропаганды идей о серьезности, безнравственности и высокой общественной опасности налоговых преступлений.

Налоговая реформа не должна ставить целью кардинальное изменение действующей налоговой системы, более реалистичным является ее эволюционное преобразование, обеспечивающее устранение присущих ей недостатков и перекосов, и направленное на создание рациональной, справедливой, стабильной и предсказуемой налоговой системы.

В рамках осуществления налоговой реформы должны быть достигнуты следующие цели.

Повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы будет достигаться за счет

- выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков;

- отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов и сборов;

- исправления деформаций в правилах определения налоговой базы по отдельным налогам, искажающих экономическое содержание этих налогов;

Похожие работы на данную тему