Совершенствование системы мотивации персонала в организации

Название работы: Совершенствование системы мотивации персонала в организации

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Управление персоналом

Страниц:

70 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Мотивация персонала как фактор повышения эффективности производства 5

1.1 Роль и значение мотивации персонала 5

1.2 Методы стимулирования персонала 8

1.3 Теоретические основы стимулирования персонала 11

Глава 2. Организация стимулирования персонала на примере

ОАО «Ростелеком» 22

2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «Ростелеком» 22

2.2 Анализ стимулирования персонала ОАО «Ростелеком» 25

2.3 Исследоване удовлетворенности трудом персонала 32

Глава 3. Пути совершенствования стимулирования персонала

ОАО «Ростелеком» 40

3.1 Удовлетворенность трудом и рабочие показатели 40

3.2 Разработка системы управления карьерой, как фактор

стимулирования персонала 44

3.3 Применение новых форм оплаты труда 50

3.4 Система социально-психологических факторов в управлении

стимулирования персонала 55

Заключение 60

Литература 64

Приложение 67

Рецензия

Отзыв,

Доклад

Выдержка:

Введение:

В современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Соответственно и меняется соотношение стимулов и потребностей, на которые может опереться система стимулирования. Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения. Между тем, определенной картины о соотношении отдельных аспектов мотивационной сферы сотрудников сегодня и наиболее эффективных методов управления ими ни теория менеджмента, ни практика управления персоналом не дает.

Проблема мотивации и стимулирования имеет свою историю в нашей стране. Во времена СССР постоянно шли эксперименты в этой области, опыт передовых коллективов стремились тиражировать по всей стране. В конце 70-х-начале 80-х гг. прошлого века много внимания уделялось анализу системы человеческих отношений, человеческого фактора. Однако в последние 10-12 лет в теории и практике мотивации и стимулирования труда наблюдалось почти полное затишье. Отечественная социология труда и особенно некогда процветающая промышленная социология почти сошли на нет. Сейчас вместе с процессами экономического роста и относительной стабилизации в экономике России обозначился существенный перелом в этой сфере. Государственные, частные, корпоративные предприятия на практике почувствовали, что развитие и успех рыночных отношений невозможен без поиска новых современных форм мотивации и стимулирования труда. В то же время во многих странах Западной Европы и в США мотивационные аспекты управления персоналом компаний и фирм приобрели большое значение и эти методы и опыт мотивации могут быть с успехом перенесены на Российскую почву.

Однако попытки приспособить классические теории мотивации к современности во многом не систематизированы, что затрудняет практическое использование технологий и методов мотивации. Сложность практической организации системы мотивации персонала определяется так же слабой изученностью особенностей мотивации работников, занятых в отдельных отраслях экономики и видах производства. Хотя ряд трудов посвященных данной тематике опубликовано . Определенную помощь в изучении структуры мотивов и стимулов персонала руководителям могут оказать проводимые социологические исследования по особенностям и тенденциям развития мотивационной сферы трудовой деятельности сегодня .

Объект работы, ОАО «Ростелеком», является одним из крупнейших операторов связи в Российской Федерации. На предприятии за период работы сформировались своеобразные производственные принципы, благодаря которым оно занимает одно из ведущих мест среди всех операторов связи. Несмотря на постоянное развитие системы стимулирования персонала, ОАО «Ростелеком», как и многим российским предприятиям не удалось избежать проблем недостаточно эффективного использования трудовых ресурсов.

Целью дипломной работы является разработка пути совершенствования системы стимулирования персонала в современных условиях на примере ОАО «Ростелеком». Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:

• Изучение теоретических основ и современных тенденций мотивации труда и ее роли в повышении эффективности деятельности предприятия.

• Анализ организации стимулирования персонала ОАО «Ростелеком».

• Разработка мероприятий по совершенствованию стимулирования персонала ОАО «Ростелеком».

Глава 3:

Важнейшей составляющей трудовой мотивации является степень удовлетворенности человека местом работы и выполняемой работой. В то же время, нельзя утверждать, что более высокий уровень удовлетворенности автоматически ведет к более высоким рабочим результатам. Высокая удовлетворенность для некоторых категорий работников может сопровождаться низким уровнем производительности (Приложение 6).

Неудовлетворенность работника разными сторонами работы может повлечь за собой ряд негативных последствий, как для самого работника, так и для организации. В (Приложении 7) приведены возможные последствия неудовлетворенности работника оплатой своего труда. Можно видеть, что экономия на оплате труда работников может быть не всегда выгодна организации. Если из организации начнут увольняться лучшие работники или персонал будет работать хуже, то ее эффективность и неспособность к оперативному реагированию на изменения внешней среды может сильно снизиться.

Для воздействия на мотивацию работников и для повышения их готовности работать в интересах организации необходимо не только исключить факторы, которые могут снижать удовлетворенность работников, но и создавать условия для повышения внутренней мотивации работников (возможности профессионального и должностного роста и т.п.).

Руководству организации ОАО «Ростелеком» следует обратить большое внимание на следующие факторы при реорганизации трудовой мотивации персонала.

Здесь можно выделить пять групп факторов:

1. Индивидуальные особенности работников.

Возраст. Молодые работники с большей готовностью принимают изменения. Старшие работники часто предпочитают повторяющиеся задания, поскольку они уже приспособились к ним и знают, как выполнять их хорошо.

Образование. Чем выше уровень образования работников, тем больше они ценят самостоятельные, трудные и перспективные задания.

Уверенность в себе, потребность в росте. Чем выше уверенность работника в себе, потребность в росте, тем больше он уверен в том, что он может научиться более сложным задачам и справиться с ними. Работники, для которых труд является основной сферой личностного самоопределения, с большей готовностью принимают расширение и обогащение своих рабочих обязанностей и функций.

2. Социальные характеристики рабочей ситуации.

Рабочая группа и тот мотивационный климат, который сложился в ней, оказывают значительное влияние на трудовую мотивацию ее членов. Непосредственный руководитель оказывает большое влияние на трудовую мотивацию работников, как своим примером, так и поощрениями и наказаниями. Уровень трудовой мотивации подчиненных зависит от того, поощряют ли руководители добросовестное отношение к работе, настрой на работу с высокой самоотдачей или они игнорируют такое отношение к делу.

Организационная культура. Нормы, ценности и убеждения, разделяемые членами организации могут как повышать, так и понижать уровень трудовой мотивации персонала. Культура, которая подчеркивает уважение к работникам, вовлекает их в процесс принятия решений, предоставляет им самостоятельность при планировании и исполнении заданий, стимулирует более высокую самоотдачу работников, повышает заинтересованность в успешном решении рабочих задач.

3. Условия работы.

Говоря о влиянии условий работы на трудовую мотивацию, следует иметь в виду, что это не только санитарно-гигиенические условия (шум, освещенность, запыленность и т.п.), но также и организация рабочего места, обеспеченность необходимыми инструментами, оборудованием и оргтехникой. Мотивирующее влияние условий работы определяется тем, насколько эти условия облегчают выполнение порученной работы и удовлетворяют потребность работников в безопасности и физическом и психологическом комфорте.

4. Управленческая практика.

Сложившая в организации практика управления (система планирования и организации работ, контроля за исполнением) оказывают сильное влияние на мотивацию работников. Чем в большей степени сложившаяся практика управления ориентирована на раскрытие потенциала людей, на учет их интересов, тем выше уровень трудовой мотивации персонала, выше готовность вносить свой вклад в достижение организационных целей.

5. Политика в отношении персонала.

Методы стимулирования работников, размер зарплаты и льготы для работников (отпуска, пенсии и т.п.), обучение и развитие работников, социальная защита и другие направления кадровой работы оказывают самое непосредственное влияние на трудовую мотивацию персонала. Один из подходов к реорганизации труда состоит в реструктуризации работ с использованием трех основных методов: расширение труда, обогащение труда и повышение качества трудовой жизни.

Расширение труда предполагает большую содержательность работы, увеличение числа и разнообразия задач, выполняемых на том же уровне сложности.

Обогащение труда - это практика предоставления работникам возможность иметь большую ответственность и больший контроль над выполнением своей работы. В противоположность расширению труда, здесь вовсе не обязательно выполнять большее количество рабочих заданий, но предполагается большая ответственность и самостоятельность исполнителя.

Заключение:

В данной работе мною был рассмотрен процесс повышения трудовой мотивации персонала в организации на примере ОАО «Ростелеком».

Выполнив теоретическую часть дипломной работы, я убедился, что в основе мотивации лежит неразрывная связь с биологическими и социальными потребностями человека. Мотивация делает поведение человека целенаправленным и его целью будет являться то, что сможет привести к ликвидации испытываемого состояния потребности в чем-либо. Выявил, что высокая отдача от работников возможна лишь в том случае, если они будут заинтересованы в конечном результате и будут положительно относиться к выполняемой работе. Это возможно лишь тогда, когда процесс работы и конечные ее результаты позволяют человеку удовлетворить важнейшие из его потребностей.

Содержательные теории мотивации основываются на выявлении внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать так или иначе. Эти теории отражают механизмы, увязывающие поведение людей с удовлетворением их потребностей. В отличие от содержательных, процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди. При этом учитываются такие факторы, как восприятие человеком ситуации, его способность к обучению и познанию окружающей действительности.

Из этого следует что содержательные и процессуальные теории мотивации следует рассматривать в комплексе, лишь тогда они позволяют получить наиболее адекватную картину отражаемого явления.

Во второй главе дипломной работы я рассмотрел структуру организации ОАО «Ростелеком», внутреннюю среду организации, а так же рассмотрел методы повышения трудовой мотивации работников используемых в рассматриваемой организации. Проделанный мной анализ показал что ОАО «Ростелеком» использует большинство мотивирующих факторов, таких как мотивация работников через организацию работ, мотивация через постановку рабочих целей, система материального стимулирования, моральное стимулирование работников, информирование персонала и меры дисциплинарного воздействия. А так же что успешное воздействие на трудовую мотивацию персонала невозможно без регулярной обратной связи в виде оценки эффективности этих воздействий.

В третьей главе было проведено исследование удовлетворенности трудом персонала организации ОАО «Ростелеком», который выявил неплохое использование мотивирующих факторов. На основе этого анализа были даны практические рекомендации по совершенствованию организации трудовой мотивации в ОАО «Ростелеком» и оценке эффективности системы стимулирования труда.

Все это позволяет сформулировать основные принципы мотивирования подчиненных.

Обращайтесь со своими подчиненными как с личностями. Большинство работников ценят возможность высказать свои идеи и выслушать мнение о них со стороны руководителя. Это повышает самоуважение работников и ощущение их собственной значимости.

Будьте искренни, хваля подчиненных. Неискренняя похвала сразу распознается и будет бесполезной, а искренняя - может стать мощным средством повышения уровня мотивации подчиненного. Все люди ценят похвалу и признание за хорошо выполненную работу. Правило здесь одно: будьте справедливы и искренни в похвале и признании своих подчиненных.

Похожие работы на данную тему