Субъект преступления по Российскому уголовному праву

Название работы: Субъект преступления по Российскому уголовному праву

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Уголовное право

Страниц:

73 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПО РОССИЙСКОМУ УГОЛОВНОМУ ПРАВУ 5

1.1. ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ 5

1.2. СПЕЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ 8

1.3. ВОЗРАСТНЫЕ ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ 10

1.4. ВМЕНЯЕМОСТЬ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ПРИЗНАК СУБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ. КРИТЕРИИ НЕВМЕНЯЕМОСТИ 21

1.5. ВЛИЯНИЕ УМЕНЬШЕННОЙ ВМЕНЯЕМОСТИ И АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ НА ПРИЗНАНИЕ СУБЪЕКТОМ ПРЕСТУПЛЕНИЯ 33

2. СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72

Выдержка:

Введение:

Правила, регулирующие поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций, в своей совокупности составляют социальные нор-мы. Социальная норма - это правило социально значимого поведения членов общества. Целостная, динамическая система социальных норм является необ-ходимым условием жизни общества, средством общественного управления, ор-ганизации и функционирования государства, обеспечения согласованного взаимодействия людей, прав человека.

Человек в своём поведении может либо придерживаться этих норм, либо отступать от них. Однако несоблюдение ряда социальных норм вызывает при-менение различных санкций в отношении лица, их нарушившего. Применение санкций регламентируется различными документами, принятыми в данном об-ществе, с учётом его особенностей (национальных, территориальных и др.). В нашей стране санкции за нарушение правовых норм (правонарушения) опреде-ляются Уголовным Кодексом, Кодексом об административных правонаруше-ниях, Гражданским Кодексом.

Общественная опасность, вредность правонарушений характеризует их как отрицательные социальные явления. Отрицательной оценки заслуживает и ли-цо, совершившее правонарушение. Любое правонарушение противоправно, представляет собой нарушение запрета, указанного в законе или в подзаконных актах.

Общественная опасность преступлений состоит в том, что они наносят вред правопорядку, общественным и личным интересам. Безвредных или без-различных для государства, общества, граждан правонарушений не существует, а, следовательно, не может быть иных преступлений, кроме общественно опас-ных. Правонарушения различны по степени вредности и степени общественной опасности.

Юридической наукой разработано понятие состава правонарушения, кото-рым называется описание признаков правонарушения по схеме: объект, объек-тивная сторона, субъект, субъективная сторона.

Субъект правонарушения - тот, кто совершил правонарушение, характери-стика правонарушителя. При осуществлении штрафной, карательной ответст-венности качества лица, совершившего правонарушение, учитываются как об-стоятельства, влияющие на степень строгости наказания - смягчающие (несо-вершеннолетний, беременная женщина и др.) или отягчающие (наличие суди-мости или неснятого взыскания, состояние опьянения и др.). Рядом составов правонарушений предусмотрен специальный субъект - должностное лицо, во-еннослужащий, работник транспорта, медицинский работник.

Глава 2:

Надо сказать, что любая такая схема не будет содержать в себе каких-либо специфических черт, присущих именно личности преступника, ибо она отли-чается от личности вообще не отсутствием или наличием каких-либо компо-нентов своей структуры, а прежде всего содержанием, направленностью опре-деленных компонентов этой структуры. Вот почему мы говорим об антиобще-ственной направленности взглядов, интересов, потребностей, привычек, кото-рые и выступают причиной совершения конкретного преступления. Поэтому криминологию особенно интересуют нравственные качества, ценностные ори-ентации и т.д., равно как и психологические особенности. Это, конечно, не оз-начает игнорирования других подструктур. Напротив, надо знать и учитывать все особенности личности преступника, поскольку они влияют на индивиду-альное поведение.

Направленность личности представляет собой характеризующее данного человека и своеобразно переживаемое им избирательное отношение к действи-тельности, влияющее на его деятельность. Направленность - ведущий элемент в психологической структуре личности. Она оказывает определяющее влияние на другие ее элементы - объем знаний, характер проявления биологически обу-словленных свойств (темперамент, задатки). Направленность имеет решающее значение для определения социального типа личности. То обстоятельство, что выбор преступного поведения порождается определенным своеобразием самой личности, обусловлено многими криминологическими исследованиями. Эта направленность и определяет выбор лицом соответствующего варианта пре-ступного поведения.

В предупредительной работе многие из названных черт личности преступ-ника должны быть объектом воздействия. В наибольшей степени это относится к нравственным характеристикам, подлежащим коррекции. Однако часто быва-ет так, что изменить поведение человека очень трудно, если не принять меры к повышению его профессионального уровня, овладению новыми специально-стями, упрочению материальной обеспеченности, лечению соматических забо-леваний и психических расстройств.

Одной из коренных проблем изучения личности преступника является проблема соотношения социального и биологического. Она имеет принципи-альное практическое и правовое значение. От ее решения во многом зависят объяснение причин преступности и определение главных направлений борьбы с ней. Оценка роли биологических факторов часто представляет собой тот ру-беж, который разделяет многие теории.

Заключение:

Определение основных направлений изучения личности преступника в практических целях, равно как и объема и пределов ее анализа, зависит от кон-кретных задач, возникающих в ходе профилактики и борьбы с преступностью.

В первую очередь необходимо выяснить, представители каких групп насе-ления, выделенных по возрастным, образовательным, профессиональным и иным признакам, чаще всего совершают преступления на обслуживаемой тер-ритории либо в тех или иных сферах жизни. Эти группы должны быть объек-том общей профилактики. Содержание общепрофилактических мер во многом должно определяться особенностями таких групп.

Для успешной индивидуальной профилактики преступлений необходимо знать все те индивидуальные особенности, в первую очередь мотивы, которые могут стимулировать преступные действия данной личности и поэтому должны стать объектом воспитательного воздействия. В этой сфере деятельности может возникнуть необходимость выявить и все те личностные черты, опираясь на ко-торые можно предотвратить неблагоприятное развитие событий, т.е. макси-мально использовать знания о личности в профилактических целях. Некоторые из такого рода проблем возникают в работе по раскрытию и расследованию преступлений. Так, выдвижение и проверка обоснованных гипотез о мотивах совершенного преступления могут помочь в установлении и розыске преступ-ника, а учет его личностных особенностей - успешному проведению отдельных следственных действий (допросов, очных ставок и т.д.).

Объем сведений о конкретном человеке должен быть достаточным для данной цели, но следует предостеречь от чрезмерного накопления материала, который нельзя использовать. Иными словами, информация должна быть не избыточной, но обязательно достоверной. Сведения о личности можно полу-чить различными путями: из материалов оперативно-розыскного характера, бесед с самим интересующим лицом, с его знакомыми и родственниками, на-блюдением за его поведением, материалов уголовного дела и т.д.

Как для общей, так и для индивидуальной профилактики преступлений нужно всемерно использовать имеющиеся в местных ОВД и ФСБ учеты.

Эти и другие материалы (личные дела, картотеки, характеристики, резуль-таты тестирований и пр.) могут использоваться как в индивидуальной работе, так и в обобщенном виде, в планировании и осуществлении профилактики пра-вонарушений среди обслуживаемого участка в целом. В процессе же аналити-ческой работы, которая будет этому предшествовать, обобщенные за каждый год данные можно сопоставлять с тем, чтобы выявить наиболее существенные тенденции и изменения в характеристиках личности и поведения правонарушителей.

Похожие работы на данную тему