Налогообложение доходов физических лиц

Название работы: Налогообложение доходов физических лиц

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Налоги

Страниц:

57 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Введение.3

Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения

1.1 Сущность налогов и их роль в формировании

доходной части бюджета.6

1.2 Налоговая политика на современном этапе.10

Глава 2. Место и роль налога на доходы физических

лиц в налоговой системе

2.1 Налогоплательщики и объект обложения

налогом на доходы физических лиц.15

2.2 Структура налоговых вычетов.18

2.3 Порядок исчисления и уплаты налога на

доходы физических лиц.28

Глава 3. Основные направления совершенствования

налога с доходов физических лиц

3.1 Экономическое содержание налога на

доходы физических лиц.32

3.2 Определение налоговой нагрузки на

предприятие.43

3.3 Пути оптимизации налогообложения.48

Заключение.51

Литература.54

Выдержка:

Введение:

Проблема налогов – одна из наиболее сложных и противоречивых в мировой практике ведения народного хозяйства. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов, как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики. Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт. Но в вязи с тем, что налоговая система России создается практически заново, сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно российской налоговой системы, отвечающей нашим российским условиям /5/.

Налоговая система Российской Федерации практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе.

По самому общему определению, налог – это платеж, устанавливаемый государством и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Глава 3:

В условиях сложной хозяйственно-экономической обстановки, когда работающие с неполной загрузкой предприятия вынуждены были изыскивать недостающие оборотные средства, обновлять производство, чтобы противостоять более подготовленным зарубежным конкурентам, сложилась ситуация, которая привела к повышению издержек производства и удорожанию продукции, производимой в реальном секторе экономики, а это-снижение налога на прибыль. При этом высокая стоимость основных фондов предприятий машиностроительной и нефтехимической промышленности обусловила большую собираемость налога на имущество. Расходы государственного бюджета, основу которого составляют налоговые поступления, используются, как известно, не только на содержание государственного аппарата, но и направляются также на социальные нужды, фундаментальную науку, культуру, образование, жилищно-коммунальную сферу, участие в воспроизводстве населения страны, на содержание оснащения армии, участие в воспроизводстве капитала и расширению потребительского рынка, на экономическую защиту нашего общества и т. д.

То есть за счет государственного бюджета финансируются имеющие общенациональное значение программы содержания и развития той социально-экономической среды, в которой функционирует отечественный бизнес.

Уплачиваемые налоги представляют собой особую форму инвестиций в социальную среду и носят возвратный характер. Их нельзя рассматривать как акцию по конфискации части собственности, так как они должны вернутся предпринимателю в форме расширения потребительского спроса, в виде новых технологий, товаров, более развитой инфраструктуры услуг, более благоприятными условиями ведения бизнеса и, что немаловажно, возросшим доверием граждан.

По оценкам специалистов, в хозяйственной практике присутствуют четыре основных мотива уклонения от уплаты налогов: моральные, политические, экономические и технические.

Одной из главных причин уклонения от уплаты налогов является нестабильное финансовое положение налогоплательщика, и чем оно неустойчивее, тем сильнее намерение скрыть налоги.

Еще одна из причин уклонения от налогов – сложность и противоречивость налогового законодательства. Результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового законодательства.

Налоговая практика выработала два основных метода воздействия на поведение налогоплательщиков: предупреждение нарушений (превентивные меры) и наказание (репрессивные меры). В настоящее время, к сожалению, наиболее распространены последние. Однако тезис, согласно которому соблюдение налоговой дисциплины можно добиться только путем ее ужесточения, представляется по меньшей мере ошибочным, так как применение таких мер вызывает в отношениях с налогоплательщиками враждебность и ведет к противоборству. А отношения противостояния крайне негативно отражаются на результатах собираемости налогов и требует значительных усилий для ее повышения.

Совершенствование налогового законодательства, безусловно, важная составляющая комплекса предупредительных мероприятий, но не единственная и не самая сложная. Гораздо более серьезной является задача создания конструктивной налоговой культуры, основу которой составляла бы добровольное соблюдение налоговых законов большинством налогоплательщиков.

Основное внимание в решении этой задачи должно быть уделено помощи, оказываемой налогоплательщикам специалистами налоговых служб, которая должна упреждающий, профилактический характер. Оказание помощи обходится казне значительно дешевле, чем принудительные меры.

Граждане должны понять, что наше благосостояние-это наше общее дело. И воспитание высоконравственной гражданской позиции в вопросах налоговой культуры – это задача не только налоговых органов, но и каждого члена общества. И только совместными усилиями мы действительно сможем добиться успеха.

Заключение:

Налоговая система – наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

Основная цель российской налоговой системы определена прежде всего ликвидацией дефицита бюджета. Это определялось не только преобладанием монетаристского подхода к ее построению в его одностороннем понимании без учета конкретных российских условий, но и требованиями международных финансово-кредитных организаций, которые для предоставления кредитов поставили условия – стабилизация рубля и сокращение бюджетного дефицита.

В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.

И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки: излишняя уплотненность, запутанность. Наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления.

Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций.

Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство – не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям. А также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день- главная проблема реформы налогообложения.

Несомненно, вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Несомненно, для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему страны.

Основной недостаток налоговой системы России состоит в том, что она ориентирована на устранение дефицита бюджета изъятием доходов предприятий. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов- предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым, увеличивая базу налогообложения.

Одним из самых существенных недостатков действующей налоговой системы является то, что она почти не стимулирует формирования в экономике наиболее важных пропорций развития. Ядром такой пропорциональности является соотношение темпов роста производительности труда и фонда потребления как на макроуровне, так и на микроуровне.

Похожие работы на данную тему