Инновации и механизмы повышения антикризисной устойчивости

Название работы: Инновации и механизмы повышения антикризисной устойчивости

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Менеджмент

Страниц:

90 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 6

1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "КРИЗИС" 6

1.2. ПОНЯТИЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 16

1.3 ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 19

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 34

3. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ 52

3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 52

3.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МП, РОЛЬ ИННОВАЦИЙ 62

3.3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССАМ 67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78

ПРИЛОЖЕНИЯ 80

Выдержка:

Введение:

Антикризисное управление стало одним из самых “популярных” терми-нов в деловой жизни России. Однако его содержание расплывчато. В литера-туре не фиксируются признаки отличия антикризисного и обычного управ-ления. Внимание, как правило, акцентируют не на “лечении” кризиса, а на мерах по его недопущению и механизме банкротства. Поскольку на дости-жение этой цели направлена вся управленческая теория и практика, особое содержание антикризисного управления не понятно. Создается впечатление, что единственным обоснованием существования термина являются прави-тельственные постановления, создавшие институт антикризисных управ-ляющих.

Однако, анализируя опыт реорганизации предприятий, специалисты пришли к выводу, что антикризисное управление может и должно обрести свою “нишу” в управленческой теории и практике. Мы живем в переходный период. В этот период требуется новый подход к управлению, т.е. особый вид управления – это управление получило название «антикризисное». В ар-сенале антикризисного управления имеются различные механизмы предот-вращения кризиса и минимизации его последствий. Одним из таких инстру-ментов являются инновации. Это обосновывает важность и актуальность вы-бранной темы.

Предприятия, рассчитывающие на долговременный успех на рынке, должны сформулировать инновационные программы, которые будут являть-ся инструментами антикризисного управления.

Целью настоящей работы является анализ основных инновационных ме-тодов управления на предприятии с целью преодоления кризиса. Исходя из цели автором были поставлены следующие задачи:

 раскрытие понятия кризиса и антикризисного управления;

 определение состояния инновационной деятельности в производствен-ном сегменте предпринимательства;

Глава 3:

Хотя производственный сегмент предпринимательства (независимо от масштабов бизнеса) наиболее остро и тяжело воспринял результаты рефор-мирования экономики, по итогам 2002 г. положение производственных ма-лых предприятий (по результатам анализа результатов анкетирования мос-ковской выборки) можно считать вполне стабильным. Оценивая по пяти-балльной шкале свое финансовое состояние (см. Приложение, рис. 10), более 90% руководителей посчитали его не хуже, чем “удовлетворительное”, из них около трети предприятий имели “хорошее” и “очень хорошее” финансо-вое состояние, а более 60% - “удовлетворительное”.

Тем не менее, в 1998 г. еще до августовского кризиса негативные тен-денции в экономике уже дали о себе знать ухудшением оценок финансового состояния предприятий. Характерно, что наиболее устойчивыми в этот пред-кризисный период оказались предприятия, имеющие “хорошее” и “очень хо-рошее” финансовое состояние - их положение практически не изменилось, а вот около 10% “удовлетворительных” предприятий еще до кризиса почувст-вовали его приближение - их положение ухудшилось.

Кризис заметно ухудшил общую картину: более, чем втрое сократилось число предприятий, оценивающих свое положение выше “удовлетворитель-ного”; примерно в 4 раза (по сравнению с 1997 г.) выросло число тех, у кого положение оказалось хуже. Причины такой реакции достаточно разнообраз-ны: потери от банковского кризиса в связи с затруднением проводок; невоз-врат или возврат в существенно сокращенном объеме средств от продукции, переданной на реализацию; падение платежеспособного спроса населения; падение спроса на определенные услуги (информационные, рекламные, тех-ническая поддержка информационных и вычислительных систем и пр.); рез-кое подорожание импортных сырья, комплектующих и оборудования; резкое подорожание доллара чрезвычайно усложнило проблему возврата валютных кредитов, взятых на развитие бизнеса и т.д.

Заключение:

Итак, проведенное в дипломной работе исследование позволило сделать следующие выводы.

Понятие "кризис предприятия " описывает в современной экономиче-ской литературе различные феномены в жизни предприятия, от просто помех в функционировании предприятия через различные конфликты вплоть до уничтожения предприятия, которые как минимум для данного предприятия можно характеризовать как катастрофические. Таким образом, с практиче-ской, бизнес-ориентированной точки зрения, кризис - это любая нестандарт-ная ситуация, в которой возникает риск. Кризис предприятия представляет собой переломный момент в последовательности процессов событий и дей-ствий. Типичным для кризисной ситуации является два варианта выхода из нее, или это ликвидация предприятия как экстремальная форма, или успеш-ное преодоление кризиса.

Таким образом, учет, анализ, структуризация организационной культуры предприятия является непременным условием при моделировании и разра-ботке программы антикризисного развития предприятия. Понимание прин-ципов и способность управления организационной культурой является клю-чом к эффективному менеджменту предприятия.

С точки зрения системного анализа, организационную культуру следует рассматривать как характеристику, предопределяющую поведение и развитие предприятия, как открытой, целенаправленной системы, то есть способность эволюционно переходить из одного состояния в другое .

Инновационный процесс формируется как вид деятельности по реализа-ции конкретных нововведений за определенный период. Наиболее важна его целенаправленность: что производить, где, каковы расходы на освоение но-вых технологий и ожидаемые результаты? С учетом целей, задач и направле-ний определяются принципы инновационной деятельности, способы ее орга-низации, получение соответствующей информации. В частности, ее можно найти путем выборочного обследования (анкетирования), создания базы дан-ных инноваций, фиксации инновационной деятельности и разработки на-правлений для каждого инновационно-инвестиционного предприятия. Это позволит анализировать и прогнозировать инновационные процессы в усло-виях развития нормальных рыночных отношений.

Опыт развитых стран подтверждает, что малый и средний бизнес эффек-тивно осваивает передовые технологии и успешно использует сведения о всякого рода новациях. Ведь рынок живет нововведениями, и инновационное ускорение является основой его устойчивого развития. Зарубежные фирмы, учитывая большой риск и повышенные затраты, переходят на изготовление новой продукции осторожно. Анализ обновляемости продукции крупными американскими фирмами показывает, что 70% ее новых видов – модифика-ции, 20 – небольшие инновации и только 10% – новая продукция, которую прежде никто не выпускал.

Похожие работы на данную тему