Формирование интереса к русскому языку в начальной школе

Название работы: Формирование интереса к русскому языку в начальной школе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

79 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

ИНТЕРЕСОВ…………………………………………………..5

1.1. Историко-педагогический аспект проблемы формирования познавательного

интереса……………………………………………………………………………....5

1.2. Сущность понятия «познавательный интерес», его структура…………......13

1.3. Психологические особенности младших школьников, связанные с формированием интересов……………………………………………………...…25

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………….29

ГЛАВА II. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО

ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА……………………………………..…31

2.1. Нестандартные формы обучения как один из способов формирования

интереса к русскому языку у младших школьников……………………….31

2.2.Роль наглядности при формировании интересов учащихся младших

классов……………………………………………………………………....44

2.3. Использование творческих заданий на уроках русского языка

в начальной школе ………………………………………………………….....50

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………….59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….60

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………..62

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………66

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в России идёт активная работа по совершенствованию системы образования.

Начальное обучение является важнейшим звеном в системе непрерывного образования, развитие которого определяется целями и задачами, формируемыми требованиями современного общества. Поскольку развивающееся демократическое государство ставит целью создание условий для свободного развития и процветания своих граждан, то и основные цели обучения детей в школе связаны с всемерным развитием личности ребёнка, формированием интересов и умственной активности.

Период от 6 до 12 лет – очень важный для развития ребёнка. Именно в этот период начинают формироваться и дифференцироваться интересы. Поэтому очень важно в этом возрасте так организовать учебный труд школьников, чтобы сформировать интерес к учению вообще и к отдельным предметам в частности.

Все дети с большим желанием идут в школу, им всё интересно, но проходит 1-2 года, и это желание, интерес постепенно угасают.

Становление познавательных интересов учащихся происходит, прежде всего, на уроке. От того, насколько сознательно, с желанием, с интересом будут работать дети на уроке, ещё в начальной школе, зависит то, как они в дальнейшем будут думать, рассуждать, самостоятельно и творчески мыслить.

Поэтому проблема формирования познавательного интереса - одна из ключевых дидактических проблем. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. На её практическое обеспечение «работает» целый ряд закономерностей обучения. В трудах исследователей Л.Божович, А.Дусавицкого, А.Марковой, Н.Морозовой, В.Мухиной, Г.Щукиной и других познавательные интересы «препарированы» с достаточной тщательностью.

4

Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям успешно формировать и развивать интересы учащихся.

Актуальность, важность и недостаточная разработанность данной проблемы и предопределили выбор темы нашего исследования: «Формирование интереса к русскому языку в начальной школе».

Цель исследования: определение наиболее действенных приёмов и методов формирования интереса к русскому языку в начальной школе.

Объект исследования: процесс обучения русскому языку в начальной школе.

Предмет исследования: формирование интереса к русскому языку в начальной школе.

Поставленная цель предопределила круг решаемых задач:

1. Изучить психолого-педагогическую, лингвистическую, методическую литературу по данной проблеме.

2. Рассмотреть сущность понятия «познавательный интерес».

3. Рассмотреть методические приёмы, способствующие формированию интереса к русскому языку в начальной школе

В процессе работы были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, лингвистической литературы, метод сравнения, обобщения.

Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

В практике обучения русскому языку сложились вполне определённые виды творческих работ. Вместе с тем нельзя не отметить, что в понятие «творческая работа» отдельные учителя, методисты, психологи вкладывают разное содержание.

Одни рассматривают понятие творческой деятельности чрезмерно широко. Так, Т.С.Панфилова считает письменные работы по тексту с пропущенными буквами, слогами, работу с деформированным текстом, придумывание предложений с использованием той или иной грамматической формы как творческие работы (37,67).

Другие, в частности Н.Д.Левитов, суживают это понятие. Под творческой он предлагает понимать такую деятельность, в результате которой приобретается нечто новое, оригинальное, выражающее индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт ребёнка (14,55).

Литература

1. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе. // Начальная школа.1998-№4, с.11-18.

2. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1982. – 287с.

3. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. – М.: Педагогика, 1979. – т.1. – 304с.

4. Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. М.В.Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 256с.

5. Власенков А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1973. – 384с.

6. Генкина А.С. О воспитании интереса к предмету на уроках русского языка. // Русский язык в школе. 1966 - №1, с42.

7. Герцен А.И. Избранные философские произведения. – М.: Гос.изд-во полит.лит, 1948. – т.2. – 358с..

8. Голант Е.Я. Методы обучения в советской школе. – М.: Учпедгиз; 1958, - 152с.

9. Горький А.М. О детской литературе. – М.: Детская литература, 1961. – 432с.

10. Гостева Л.А. Применение перфокарт на уроках русского языка. // Начальная школа. 2002 - №3, с 56-57.

11. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1990. – 176с.

12. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические высказывания. М.: Учпедгиз, 1936. – 418с.

13. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1986. – 352с.

14. Додонов Б.И. О сущности интересов и подходе к их исследованию. //Советская педагогика. 1971 - №9, с 72-89.

15. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М., 1961. – 239с.

63

16. Жердева М.В., Кочеткова Л.Д. Привитие учащимся интереса к учебным занятиям. // Начальная школа.1995- №3, с 8-10

17. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка: Пособие для учителя. М., 1984.- 159с.

18. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 480с.

19. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М., 1982. – 366с.

20. Ковалёв А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1970. – 391с.

21. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1982. – т.2. – 576с

22. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз; 1939. – т.2. – 288с.

23. Клопова А.И. Развитие интереса к изучению русского языка. // Начальная школа. 1988-№11, с.19-26.

24. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. – М.:АПН, 1957-1962. – 799с.

25. Куракулова И.И. Опорные схемы на уроках русского языка. // Начальная школа. 1995-№2, с. 28-30.

26. Ладыженская Т.А. Творческие диктанты. – М.: Учпедгиз,1963. – 83с.

27. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1964. – 478с.

28. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1984. - т.4. - 399с.

29. Молочков В.П. Наглядность как принцип обучения. // Информатика и образование. 2004-№3, с.20-30.

30. Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. М., 1961. -224с.

31. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, серия «Педагогика и психология», 1979-№2. – 48с.

64

32. Морозов М.Ф. Возникновение и развитие учебных интересов младших школьников. « Известие АПН.РСФСР», 1955-№73.

33. Нуруллина Н.Н. Как я учу детей пмсать сочинения. // Начальная школа. 1998-№3, с 80.

34. Огородников И.Т. Актуальные проблемы повышения эффективности урока // Народное образование. 1973 - №4.

35. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов. – Екатеринбург, «Урал-Советы», 1994. – 748 с.

36. Основы методики русского языка в 4-8кл. / Под ред. А. В.Текучева и др. – М.: Просвещение, 1978. – 381 с.

37. Панфилова Т.С. Воспитание самостоятельности школьников в учебной

работе. – М.: Учпедгиз, 1960. – 82с.

38. Педагогический словарь. Издательство АПН, - М., 1960. – т.1. – 693с.

39. Писарев Д.И. Избранные сочинения. – М., 1951. – 416с.

40. Поздняков Н.С. Методика преподавания русского языка. – М., 1955. – 304с.

41. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. – М.: Просвещение, 2000. – 318с.

42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питерком, 1998. – 688с.

43. Рудик П.А. Психология. – М.: Физкультура и спорт, 1967. – 232с.

44. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или О воспитании. Педагогические сочинения. – М., 1981. – т.1. – 420с.

45. Рыжикова Г.И. Использование игровых приёмов при изучении слов с непроверяемым написанием. // Начальная школа. 1995-№1, с 15-16.

46.Сергеева Л.Н, Иванова Т.И. Кроссворды по русскому языку. // Начальная школа. 1986 - №6,с 65-69.

47. Сластёнин В.А. Педагогика. – М.: Педагогика, 2002. – 576с.

65

48. Словарь методических терминов. – М.: Научное издательство, 1996. – 865с.

49. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. – М., 1983. – т.5. – 364с.

50. Уставщикова Г.В. Развитие интереса на уроках русского языка. // Начальная школа. 1995-№5, с 69.

51. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М., 1974. – т.2. – 438с.

52. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – М., 1949. –т.6. – 445с.

53. Формирование интереса к учению у школьников. / Под ред.А.К.Марковой. – М.: Педагогика, 1986. – 191с.

54. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1983. – 335с.

55. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические высказывания. – М.: Учпедгиз, 1940. – 344с.

56. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. – М., 1980. – 414с.

57. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988. – 208с.

58. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. – 160с.

59. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение,

1986. – 144с

60. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 1971. – 351с.

61. Шукейло В.А. Воспитание интереса к урокам русского языка. // Начальная школа. 1999-№5, с.14-16.

Похожие работы на данную тему