Коррекция нарушений словаря у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Название работы: Коррекция нарушений словаря у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

56 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1.1 Развитие словаря у детей дошкольного возраста с нормальным уровнем развития

1.2 Развитие словаря у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1 Организация исследования

2.2 Анализ результатов (констатирующий эксперимент)

ГЛАВА 3 РАБОТА ЛОГОПЕДА ПО КОРРЕКЦИИ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

3.1 Пояснительная записка к программе коррекции словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

3.2 Программа коррекции словаря у детей 6 – 7 лет с задержкой психического развития (формирующий эксперимент)

3.3 Контрольный эксперимент

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Выдержка:

Введение:

Задержкой психического развития у детей старшего дошкольного возраста – синдром временного отставания в развитии психики или ее отдельных функций (памяти, мышления, внимания, восприятия, речи)

Одним из важнейших направлений в изучении детей с задержкой психического развития является проблема их речевого развития. Особенности речи детей данной категории, обусловленные своеобразием познавательной деятельности, изучались в психолого-педагогическом аспекте многими исследователями. Известны работы, раскрывающие такие особенности речевого развития детей с задержкой психического развития, как отставание в овладении речью: позднее возникновение словотворчества, затягивание периода функционирования неологизмов (Н.Ю. Борякова, 1982, 1983; Е.С. Слепович, 1978; Е.Ф. Соботович, 1964; Р.Д. Триггер, 1981, 1984 и др.)

На значительные трудности детей данной категории в речевом оформлении своих действий, на неполноценность не только спонтанной, но и отражённой речи, указывают в своих работах Г.И. Жаренкова (1977) и А.Д. Кошелева. В исследованиях А.Д. Кошелевой показано, что не только при выраженной задержке развития, но и при легких её формах имеются нарушения речевой деятельности, как речевая инактивность, рассогласованность речевой и предметной деятельности. Р.Д. Триггер, как одну из особенностей речи этих детей, выявляет недостаточность словообразовательных процессов (1972). Л.В. Яссман (1976), изучая грамматический строй речи у детей с задержкой психического развития, обнаружила, что они испытывают трудности в понимании и оперировании рядом логико-грамматических структур.

Глава 3:

Из данной таблицы мы видим, что для детей остались сложными задания:

№3(назвать предмет по описанию), ошибки те же;

№5(подобрать обобщающее слово, предметный словарь), дети так же вместо одежды говорили куртка или пальто;

№6(назвать признаки предметов, словарь признаков), проявлялась такая особенность – сначала смотрели на картинку или в окно затем отвечали. Положительная динамика же наблюдалась при выполнении заданий:

№4 (назвать детенышей животных, словообразование), дети уже без труда называли детенышей собаки, волка, медведя, но, по-прежнему, затруднялись назвать детенышей лошади.

№8 (последовательность времен года и их признаки) в этом задании дети намного лучше ориентировались в последовательности времен года, но по-прежнему затруднялись в назывании существенных признаках.

Заключение:

Развитие речи ребенка в онтогенезе тесно связано с развитием мышления и других психических функций. С помощью речи ребенок обозначает то, что доступно его пониманию. В связи с этим в его словаре сначала появляются слова конкретного значения и лишь потом – обобщающего. Обогащение жизненного опыта ребенка приводит к росту его словаря. Словарь старшего дошкольника может рассматриваться в качестве национальной языковой модели. В этот период формируется ядро лексикона ребенка. Анализируя словарный состав разговорной речи детей в возрасте 5 – 6 лет, можно выделить наиболее употребительные слова: существительные, прилагательные, глаголы. Также происходит постепенное расширение семантического поля значения слова. Таким образом, по мере развития психических процессов, обогащения сенсорного опыта, изменения деятельности, формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.

Формирование лексики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности.

У детей с задержкой психического развития отмечается в разной степени выраженности недоразвитие лексической стороны речи. По данным Е.В Мальцевой, грубое недоразвитие речи наблюдается у 8,8% детей данной категории, что составляет 22,5% от количества детей с задержкой психического развития имеющих, дефекты речи. Основными характерными чертами словарного запаса детей с задержкой психического развития является бедность и неточность (С.Г Шевченко, Е.В Мальцева, З. Тржесоглава). Особенности словарного запаса детей с задержкой психического развития отражают

Похожие работы на данную тему