Проблемы финансирования бюджетных организаций

Название работы: Проблемы финансирования бюджетных организаций

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Финансы, деньги, кредит

Страниц:

93 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА 1.ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.6

1.1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ.6

1.2.ФИНАНСЫ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. ОСОБЕННОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ.11

1.3.ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.20

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.26

2.1.ИСТОЧНИКИ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.26

2.2.ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ОБРАЗОВАНИЯ.36

2.3.ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ.59

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРЕШЕНИЯ ДАННЫХ ПРОБЛЕМ В РОССИИ.71

3.1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.71

3.2. ПРОБЛЕМА НЕЦЕЛЕВОГО РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ.76

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.88

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.93

Выдержка:

Введение:

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Актуальность темы обуславливается тем, что финансовая деятельность государства, это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления. И, несомненно, данная отрасль напрямую влияет на финансирование бюджетных организаций, т.к. они являются неотъемлемой частью государства. Поэтому тема, выбранная нами для исследования, является весьма актуальной на сегодняшний день.

Глава 3:

Характерной особенностью современного состояния бюджетного финансирования образования является недостаток выде¬ляемых средств для нормального функционирования учебных заведений. Считается, что финансироваться из бюджета должны лишь основные виды расходов образовательных учреждений. И при этом не финансируются даже те расходы, которые предусмотрены законами “Об образовании” и “О высшем и после¬вузовском профессиональном образовании”. Приоритеты при финансировании конкретных статей расходов определяются следующим образом:

. оплата труда;

. стипендия;

. трансферты;

. оплата коммунальных услуг;

. остальные виды расходов.

Такая оценка значимости расходов связана с тем, что действующее законодательство установило достаточно большую (если можно так выразиться) зону ответственности государства за обес¬печение определенного уровня финансирования образования:

. выделение на нужды развития образования не менее 10% национального дохода, в том числе на высшее профессиональное образование - не менее 3% расходной части федерального бюджета;

. установление уровня оплаты труда работников образования в зависимости от уровня оплаты труда в промышленности;

. введение специальных доплат, надбавок только для работников образования.

Выполнение всех обязательств, взятых на себя государством, требует увеличения ассигнований на образование из федерального бюджета по разным оценкам в 2-4 раза, что, очевидно, невыполнимо. Таким образом, бюджет применительно к сфере образования находится в состоянии “перенапряжения”.

Действующий порядок бюджетного финансирования, в том числе образования, установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации, характеризуется наличием противоречий с действующим законодательством об образовании, а также внутренних противоречий, недостатков и неясностей, усугубляющихся практикой его применения. Это снижает эффективность использования бюджетных средств, приводит к значительным транзакционным издержкам.

Нормативно-методическая база бюджетного финансиро¬вания образования в основном опирается на документы и материалы, разработанные для условий планово-директивной эко¬номики и отсутствия выраженного дефицита бюджетных средств. В современных условиях это порождает ряд проблем, решить которые не удается.

Обеспечить единство государственной политики в области эффективного и обоснованного расходования средств при этом вряд ли возможно.

В законодательной базе, определяющей процедуру бюджетного финансирования образования, отсутствует механизм, позволяющий с единых позиций решать возникающие частные вопросы (проблемы) финансирования, руководствуясь единственным критерием - целями, на достижение которых направляются бюджетные средства. Такое положение обусловлено принятой в настоящее время трактовкой определения целевого характера использования бюджетных средств, не связанного ни с образовательным процессом, ни с его результатами, а осно¬ванного исключительно на соблюдении установленных сметных назначений в рамках экономической бюджетной классификации, т.е. соблюдении финансовой (плановой) дисциплины.

Возможности маневрирования ресурсами (как это предус¬мотрено законодательством об образовании и принципом автономии образовательных учреждений) носят ограниченный характер, связанный с необходимостью строгого соблюдения установленных бюджетных процедур.

Заключение:

Подведем краткие итоги нашему исследованию.

Какие же основные проблемы стоят перед бюджетными учреждениями в плане их финансирования?

В современных условиях развития экономики российского государства, характерными особенностями которой являются переход на рыночные основы хозяйствования, достижение определенного уровня экономической стабильности, пересмотр места и роли государственных финансов в регулировании финансово-хозяйственной деятельности организаций, вопросы функционирования социально-культурной сферы остаются по-прежнему актуальными. Среди отраслей, включаемых в эту сферу, важное место занимает образование. С переходом к рыночным отношениям в данную отрасль, как и в социально-культурную сферу в целом, поступает не достаточный объем средств для практической реализации конституционных гарантий в области культуры

Сложившаяся ситуация вызвана многими причинами, наиболее значимыми из которых являются следующие. Во-первых, изменение условий развития экономики государства и ее отдельных отраслей, вследствие отказа от командно-административной системы хозяйствования в пользу рыночной системы и перехода к построению федеративного государства. Эти обстоятельства обусловили необходимость адаптации образовательных учреждений к рыночному механизму ведения финансово-хозяйственной деятельности, разграничения предметов ведения и полномочий в сфере образования между тремя уровнями власти, поиска оптимальной организационно правовой формы существования образовательных учреждений и дополнительных источников финансирования их деятельности. Во-вторых, правовая база функционирования отрасли образования не адаптирована к изменившимся условиям функционирования указанных организаций, а положения некоторых законов, регулирующие финансовые вопросы в этой отрасли, являются устаревшими. В-третьих, это низкая эффективность используемого в отрасли финансового механизма.

Образовательные учреждения, функционирующие в настоящее время на территории Российской Федерации, могут являться коммерческими и некоммерческими, иметь различную форму собственности и организационно-правовой статус.

Бюджетный кодекс, предусматривая правила учета остатков бюджетных средств на лицевых счетах бюджетополучателей и изъятие их без возврата в доход соответствующего уровня бюджета, не учитывает реальное положение дел:

. средства бюджета не всегда могут быть использованы до окончания финансового года по причине невыполнения договоров подрядчиками и исполнителями. В этом случае бюджетные средства, предусмотренные для оплаты договоров, должны сохраняться за бюджетным учреждением;

. поставщиками коммунальных услуг выставляются счета по оплате по итогу за прошедший период, средства же на оплату планируются на текущий период, что создает проблемы по оплате услуг, предоставленных в декабре;

. система выплаты трансфертов не предусматривает их по¬лучение населением в конкретный момент времени, что создает предпосылку для накапливания неполученных денег на счетах бюджетополучателей. Изъятие этих средств как неиспользованных недопустимо. Аналогичное положение складывается и со средствами на оплату труда, фактически начисленными, но не полученными по объективным причинам работниками (депо¬ненты), и с единым социальным налогом.

Похожие работы на данную тему