Защита прав потребителей

Название работы: Защита прав потребителей

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

88 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение.3

Глава 1 Общая характеристика защиты прав граждан - потребителей.7

1.1 Правовое регулирование защиты прав граждан - потребителей.7

1.2 Потребитель и изготовитель (исполнитель, продавец), их основные права и обязанности.13

Глава 2 Юридическая характеристика отдельных способов защиты прав граждан - потребителей.40

2.1 Самозащита прав граждан - потребителей.40

2.2 Способы защиты прав потребителей при продаже товаров.45

Глава 3 Юридическая характеристика форм защиты прав граждан – потребителей.61

3.1 Юрисдикционный порядок защиты прав граждан - потребителей.61

3.2 Внеюрисдикционный порядок защиты прав граждан - потребителей.70

Заключение.78

Список использованных источников .83

Выдержка:

Введение:

Актуальность вопросов связанных с законодательным регулированием защиты прав потребителей обусловлена, прежде всего, необходимостью усиления социальных гарантий гражданина. Именно закон объективно повышает ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции будет способствовать повышению качества продукции и услуг, социально-экономическому развитию страны.

Действующий Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее - Закон) вступил в силу 7 апреля 1992 г. Необходимость принятия специального закона, направленного на защиту интересов практически всего населения вызывалась тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, являвшихся государственными организациями, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали.

С момента принятия данного Закона положение потребителя как одного из участников правоотношений, возникающих на потребительском рынке, значительно улучшилось. Следует сказать, что предыдущий, ранее действовавший, вариант Закона, несмотря на свою явную прогрессивность, был недостаточно завершенной попыткой создать фактически на пустом месте российское законодательство о защите прав потребителей. В новую редакцию Закона были внесены изменения, учитывающие наработанную практику применения законодательства о потребительских правах, и поэтому данный Закон - один из немногих, про который можно сказать, что он реально действует. И действительно, в настоящее время потребители могут получить реальную защиту своих прав в случае их нарушения недобросовестными продавцами (изготовителями, исполнителями).

Во многих странах, в первую очередь в промышленно развитых, подобные законы действуют уже сравнительно давно. Проблема защиты потребителя приобрела международное значение, и в апреле 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» в качестве основы для разработки правительствами политики и законодательства в этой области. В 2000 г. было принято Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в области защиты прав потребителей.

Начало перестройки нашего общества, ориентация экономики на нужды человека, естественно, требовали максимального расширения прав потребителей и главное, закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне.

Глава 3:

Но хотелось бы обратить внимание на то, что необходимо законодательно предусмотреть обязательный предварительный внесудебный порядок рассмотрения спора потребителя и предпринимателя, что значительно облегчило бы работу судов по рассмотрению подобных конфликтов, уменьшило бы количество дел в производстве судов, сократило бы время урегулирования споров.

Добровольное удовлетворение обоснованных требований потребителя - обязанность продавца (изготовителя). Между тем досудебное предъявление потребителем требований о защите своих нарушенных прав предпринимателю - его право, а не обязанность. Поэтому он по своему усмотрению может либо предъявить требование о восстановлении нарушенного права непосредственно контрагенту, либо сразу обратиться с иском в суд, предварительно не извещая его. При этом предъявление требований продавцу (изготовителю, исполнителю) не лишает истца права заявить иск в суд, если он откажется добровольно удовлетворить его требования.

Применение в практической деятельности правила Закона о праве (а не обязанности) потребителя на внесудебную предварительную возможность урегулирования спора позволяет сделать вывод о неудачности его содержания. Целесообразно внести изменение в это правило, установив обязательность такого порядка.

Широко используемый в отношениях на потребительском рынке метод: сначала обращение потребителя с претензией к предпринимателю и лишь затем, в случае невозможности добровольного разрешения конфликта, в суд - должен носить обязательный, а не рекомендательный характер. Ведь в судебной практике часто возникают ситуации, что ответчик лишь при получении повестки в суд и копии искового заявления, когда иск уже принят к производству суда, узнает, что у потребителя к нему есть какие-либо претензии, а конфликт, оказывается, можно было урегулировать добровольно. Кроме того, может возникнуть такая ситуация, в которой потребитель окажется неправым, если продавец (изготовитель, исполнитель) докажет, что недостатки товара возникли после его передачи потребителю вследствие нарушения последним установленных правил использования, хранения, транспортировки или действий третьих лиц. Истец же, желая, чтобы дело было рассмотрено по существу, с вынесением решения, вынуждает суд (не имеющий формально возможности отказать ему в этом) удовлетворять иск. Между тем требования потребителя вполне могли быть удовлетворены в добровольном порядке.

Таким образом, предъявление претензии по большинству дел о защите прав потребителей необязательно, но рекомендуется как возможный досудебный порядок урегулирования споров, способ конкретизировать свои требования к ответчику до судебного разбирательства и документально зафиксировать момент начала отсчета срока удовлетворения требований потребителя.

Заключение:

Итак, основным выводом, вытекающим из проведенного в работе исследования, является то, что законодательство о защите прав потребителей носит социальную направленность, т.е. имеет своей целью защиту интересов широких слоев населения.

Первое и главное из требований к структуре такого закона - способность любого человека понять, регулирует ли данный закон отношения в интересующей его сфере, что понимается под тем или иным термином, содержащимся в нормах закона, и какие действия ему необходимо совершить, чтобы защитить свои личные интересы в данной сфере.

При этом следует учитывать, что закон, направленный на защиту интересов неограниченного круга лиц, должен быть максимально подробно и понятно изложен, так как рассчитан на его применение людьми не только не имеющими юридического образования, но и никогда не сталкивавшимися с проблемами правовой защиты своих интересов.

Проведенное исследование дает основания сделать вывод, что Закон о защите прав потребителей:

1) регулирует отношения между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг);

2) устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей;

3) регулирует получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах);

4) регулирует права потребителей в области защиты их прав;

5) регулирует государственную и общественную защиту их интересов;

6) определяет механизм защиты этих прав.

В заключение, хотелось бы остановится на последних изменениях внесенных в данный Закон «О защите прав потребителей».

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. внес изменения в Закон о защите прав потребителей. По мнению многих специалистов, обновленный Закон станет самым жестким актом, закрепляющим обязанности поставщиков товаров и услуг в мировой практике. Предполагается, что изменения должны способствовать расширению прав потребителей.

Изменения в Закон разработаны с целью обеспечения баланса интересов потребителей и предпринимателей, устранения административных барьеров в экономике, защиты малого бизнеса и усиления ответственности за нарушения прав потребителей, упорядочения государственного контроля и надзора за предпринимательской деятельностью без снижения государственных гарантий защиты прав потребителей.

Закон закрепляет за потребителями новые права, а за продавцами и изготовителями - дополнительные обязанности. Так, продавцам и изготовителям предоставлено право принимать на себя дополнительные обязательства в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (п. п. 7 и 8 ст. 5 Закона).

При этом содержание дополнительного обязательства, срок его действия, порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются продавцом в договоре с потребителем, а изготовителем - самостоятельно. Взятие на себя дополнительных обязательств изготовителями и продавцами товаров будет способствовать развитию конкуренции на рынке товаров и услуг, привлечению покупателей и защите их прав и интересов.

Похожие работы на данную тему