Социально-психологические аспекты социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей

Название работы: Социально-психологические аспекты социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

90 стр.

Год сдачи:

2008 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 8

1.1. Социальные сироты: понятие, статистические данные и общие проблемы 8

1.2. Социально-психологическая характеристика и особенности системы оказания социально-психологической помощи детям, оставшимися без попечения родителей: уровни, виды и формы работы 15

1.3. Социальная защита и поддержка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их права и гарантии 26

ГЛАВА 2. ОПЫТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СИРОТСТВА В РОССИИ 34

2.1. Нормативно-правовые основы преодоления сиротства как социального явления: концепция предупреждения социального сиротства и инновационные формы устройства детей-сирот 34

2.2. Технологии социально-психологической работы с детьми, оставшимися без попечения родителей в современных условиях: опыт регионов 47

2.3. Организация социально-психологической службы с детьми, оставшимися без попечения родителей в Курской области и предложения по ее совершенствованию 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75

ПРИЛОЖЕНИЯ 82

Выдержка:

Введение:

Актуальность работы обусловлена тем, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По статистическим данным их общее количество составляет сейчас более 700 тысяч человек. Причем лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растет катастрофически.

Глава 2:

Главной целью государственной социальной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является, как уже было сказано выше, обеспечение их социализации социально-психологической реабилитации и успешной интеграции в общество. В связи с этим в Курской области создана и успешно развивается система оказания социально-психологической помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Прежде чем описывать особенности социально-психологической службы региона, необходимо дать общую характеристику ситуации с социальным сиротством, сложившейся в Курской области.

Ситуация в Курской области является типичной для большинства регионов нашей страны. На 1 января 2007 года в органах управления образованием Курской области состоит на учете 2700 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из этого числа лишь 536 детей являются сиротами 1220 детей воспитываются в школах-интернатах и детских домах области. В 2006 году выявлено 697 детей, оставшихся без попечения родителей. Для сравнения укажем, что в 2005 году таких детей было выявлено 684, а в 2004 г. - 684 ребенка. Из них 499 детей устроены на воспитание в семьи граждан под опеку, попечительство или же на усыновление. Таким образом, можно констатировать, что в области, как и в целом по России отмечается рост социального сиротства.

В настоящее время комитетом образования Курской области проводится большая работа по правовому обеспечению положения детей, оставшихся без попечения родителей. В рамках этой работы был подготовлен целый ряд документов и правовых актов, включая региональные законы .

Заключение:

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.

Однако только с середины XX века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост «отказничества» наблюдается во многих странах мира, в том числе и в развитых (Франция, Италия и др.). В Российской Федерации социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), причем в 60% случаев они были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет.

Похожие работы на данную тему