Защита прав несовершеннолетнего в реабилитационном центре

Название работы: Защита прав несовершеннолетнего в реабилитационном центре

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

103 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ 7

1.1. Роль специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации 7

1.2. Индивидуальный подход к воспитанникам в процессе коррекционной работы в условиях коррекционно-реабилитационного центра. 9

1.3. Реабилитационные программы социально-педагогической деятельности в колониях 12

1.4. Права несовершеннолетних в РФ и перспективы их развития 16

1.4.1. Практический блок 19

1.4.1.1. Независимый контроль за соблюдением прав детей. Прозрачность и ответственность 20

1.4.1.2. Профилактика безнадзорности и сиротства. Социальный патронат. Семейное устройство 21

1.4.1.3.3. Источник финансирования указанных выше первоочередных мероприятий 24

1.4.2. Законодательный блок 24

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ 27

2.1. Общий обзор обеспечения безопасности несовершеннолетних граждан средствами семейного права 30

2.2. Применение уголовно-правовых норм, направленных против жестокого обращения с несовершеннолетними 44

2.2.1. Расширяющаяся практика жестокого обращения с несовершеннолетними 44

2.2.2. Официальные данные 45

2.2.3. Недостатки системы 46

2.2.3.1. Неполнота и несвоевременность дознания и предварительного расследования. 46

2.2.3.2. Неполнота, пробельность предъявляемого обвинения выражается в следующих формах. 47

2.2.3.3. Ошибки в квалификации преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ. Неправильная и неполная квалификация. 48

2.2.3.4. Незаконные решения об отказе в возбуждении уголовного дела и о прекращении уголовного дела на основании п.4 ст.5 и ст.6 УПК РСФСР. 49

2.3. Имущественные и трудовые права несовершеннолетних граждан 51

2.3.1. категории несовершеннолетних граждан. Пределы их дееспособности в осуществлении имущественных и трудовых прав 51

2.3.2. Основания для приобретения несовершеннолетними дееспособности в полном объеме 53

2.3.3. Права несовершеннолетних по совершению имущественных сделок в объеме их дееспособности 56

2.3.4. Дееспособность несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних) 58

2.3.5. Право собственности и иные имущественные права несовершеннолетних детей 59

2.3.6. Основные имущественные права несовершеннолетних 60

2.4. Права несовершеннолетних в трудовых правоотношениях 61

2.4.1. Работа, на которой запрещается применения труда лиц моложе 18 лет 61

2.4.2. Предельно допустимые нагрузки для лиц моложе 18 лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную 62

2.4.3. Нормы выработки для молодых рабочих и условия оплаты их труда 63

2.4.4. Порядок предоставления и продолжительность отпусков несовершеннолетним 64

2.4.5. Дополнительные гарантии для работников моложе 18 лет при расторжении трудового договора (контракта) 67

2.5. Защита права на семейное воспитание детей, оставшихся без попечения родителей 68

2.5.1. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей 68

2.5.2. Усыновление (удочерение) 69

2.5.2.1. Понятие и условия усыновления. 69

2.5.2.2. Порядок усыновления. 73

2.5.2.3. Правовые последствия усыновления. 75

2.5.2.4. Тайна усыновления. 76

2.5.2.5. Отмена усыновления и ее правовые последствия. 77

2.5.3. Опека и попечительство 79

2.5.4. Приемная семья 84

2.6. Защита прав несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа 87

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 95

ПРИЛОЖЕНИЕ 99

Об утверждении примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации 99

Об утверждении рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации 101

О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав 102

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

В данной дипломной работе нами выдвинута проблема защиты прав несовершеннолетних реабилитационного центра.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что в настоящее время в социальной педагогике не достаточно рассмотрена междисциплинарная тематика защиты прав несовершеннолетних. Практически не существует социально-педагогических исследований, качественно раскрывающих именно юридический аспект деятельности социального педагога по защите прав несовершеннолетних. Практически не затрагиваются в методических и учебных трудах по социальной педагогике вопросы ювенальной юстиции в рамках защиты прав несовершеннолетних.

Ювенальная юстиция - термин международный, обозначающий специализированную систему правосудия в отношении несовершеннолетних.

В международных стандартах не содержится прямого требования о создании специальных судов по делам несовершеннолетних, однако выражена мысль о том, что для соответствия современным требованиям необходима совершенно новая система судопроизводства в отношении несовершеннолетних. В частности, в п. 3 ст. 40 Конвенции о правах ребенка (1989 г.) закреплено, что «государства-участники стремятся содействовать установлению законов, процедур, органов и учреждений, имеющих непосредственное отношение к детям, которые, как считается, нарушили уголовное законодательство, обвиняются или признаются виновными в его нарушении». Правила ООН, касающиеся защиты прав несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.), также говорят о необходимости создания «системы правосудия в отношении несовершеннолетних».

Российским юристам, на мой взгляд, необходимо более тщательно изучить опыт страны, отметившей 100-летний юбилей судов по делам несовершеннолетних их ликвидацией во избежание повторения чужих ошибок. Цель ювенальной юстиции - обеспечить максимально щадящую неформальную процедуру судебного разбирательства, учитывающую индивидуальные и возрастные особенности психики несовершеннолетних, а также реализовать гибкую систему уголовно-правовых мер воздействия, преимущественно не связанных с лишением свободы.

Ювенальная юстиция ориентирована, в первую очередь, на социальную реабилитацию молодых людей в обществе. Такой подход сформулирован в ряде важнейших международно-правовых актов.

Правосудие в отношении несовершеннолетних, вопреки распространенному ошибочному мнению, основано вовсе не на снисхождении к правонарушителям, а на понимании причин преступного поведения и поиске эффективных способов воздействия на виновных с учетом их возрастных особенностей, его цель - попытаться избежать дальнейшей криминализации личности и способствовать социальной реабилитации ребенка, а не его отчуждению от общества.

В то же время политика в области правосудия в отношении несовершеннолетних - это не политика, если она не включает в себя профилактические меры.

В России также существовали попытки создания ювенальной юстиции. Профессором Э.Мельниковой и кандидатом юридических наук Г.Ветровой был подготовлен и опубликован проект Закона «О ювенальной юстиции в РФ». Этот проект определил, что ювенальный суд, являясь судом уголовным, может также рассматривать вопросы, касающиеся опеки и попечительства над несовершеннолетними правонарушителями и злоупотреблений родительскими обязательствами в отношении несовершеннолетних.

Данная система должна объединить разнообразные социальные правоохранительные службы, специализированные суды по делам семьи и несовершеннолетних, специальные правоприменительные и нормотворческие службы органов юстиции. Для этой системы необходимы иные, более гуманные процессуальные нормы, в отличие от тех, которые действуют сегодня в российском законодательстве.

Россия, к сожалению, все еще относится к тем немногим странам современного мира, в которых суды и другие правоприменительные органы и службы по делам несовершеннолетних не выделены в самостоятельную подсистему. В то же время опыт реализации в различных государствах тех или иных элементов ювенальной юстиции доказал их достаточно высокую эффективность в деле защиты прав, свобод и законных интересов детей.

На наш взгляд, принятие Закона «Основы законодательства о ювенальной юстиции РФ» позволит:

1. перевести решение многих проблем по защите прав, свобод и интересов детей с федерального уровня на муниципальный и тем самым обеспечить их более эффективное решение;

2. повысить ответственность муниципальных органов самоуправления за воспитание детей, организацию их отдыха и труда;

3. освободить систему органов МВД РФ от исполнения несвойственных ей функций воспитательно-профилактических работ с детьми;

4. максимально сократить применение карательных мер к ним;

5. органам юстиции и образования постепенно сократить численность находящихся в воспитательных учреждениях и тем самым переключить свою деятельность на решение иных задач;

6. существенно сократить финансовые и иные затраты федерального бюджета на исправление и перевоспитание несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

Создание системы ювенальной юстиции важно проводить поэтапно, исходя из кадровых, финансовых и иных возможностей субъектов Федерации по модульному варианту, с использованием как новых, так и ранее выработанных форм и методов социально-правового обслуживания несовершеннолетних, но обязательно в рамках единой научно обоснованной программы, разработанной для конкретного региона. Только этот вариант создания ювенальной юстиции позволит РФ обеспечить максимально гуманное отношение к несовершеннолетним и избежать возможных ошибок.

Целью данного дипломного исследования является анализ защиты прав несовершеннолетних реабилитационного центра.

Задачи:

1. Провести анализ литературы по данной тематике.

2. Рассмотреть реабилитационные центры в системе работы с несовершеннолетними.

3. Проанализировать практическое выявление защиты прав несовершеннолетнего в реабилитационном центре.

Предмет исследования: защиты прав несовершеннолетних реабилитационного центра.

Объект исследования: несовершеннолетние в процессе юридической защиты их прав.

Гипотеза исследования: на настоящий момент система защиты прав несовершеннолетнего в рамках реабилитационного центра нуждается в доработке и совершенствовании.

Структура дипломного исследования включает в себя введение, две взаимосвязанные по смыслу главы, заключение, список литературы и приложение.

Правительством России разработано только примерное положение о социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних. В соответствии со своими задачами центр: обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; оказывает помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи; оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; уведомляет родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органы опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в центре; на основании проверки целесообразности возвращения в семьи несовершеннолетних, самовольно ушедших из них, приглашает родителей (их законных представителей) для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних; на основании проверки целесообразности возвращения несовершеннолетних в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или другие детские учреждения вызывает представителей этих учреждений для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений.

Социально – педагогическая система защиты прав ребёнка включает в себя следующие аспекты:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовая литература

1. Конституция РФ. М, 1993

2. Гражданский кодекс РФ

3. Уголовный кодекс РФ

4. Семейный кодекс РФ

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 года № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»

6. Федеральный закон РФ от 3 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации

7. Федеральный закон РФ от 21.12.96 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

8. Федеральный закон РФ от 24.06.99 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Учебная и методическая литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2000.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2000.

3. Беличева С.А. Основы превективной психологии. – М.1994.

4. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.,2000.

5. Введение в практическую социальную психологию. – М., 1994.

6. Возрастная и педагогическая психологии. /Под ред. А.В.Петровского. – М., 1979.

7. Возрастная и педагогическая психологии. /Под ред. М.В.Гамезо. – М.,1984.

8. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. – М., 1999.

9. Диагностика и коррекция социальной дезаптации подростков. – М., 1999.

10. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М.,1991.

11. Казаков В.Г., Кондратьева Л.П. Психология – М., 1989.

12. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка – М., 1997.

13. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция – М., 1999.

14. Коррекционная педагогика. /Под ред. Б.П.Пузанова – М., 1998.

15. Котюкова В.П. Индивидуальная работа психолога с учащимися в структуре психологической службы в школе – Свердловск, 1991.

16. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. – М., 1986.

17. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. – М., 1965.

18. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1976.

19. Мастюков Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. – М, 1992.

20. Мудрин А.В. Социальная педагогика – М., 1999.

21. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2000.

22. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. – М., 1984.

23. Немов Р.С. Психология. Т.1. – М., 2000.

24. Немов Р.С. Практическая психология. – М., 1998.

25. Немов Р.С. Психология - М., 1995.

26. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога – М., 1996.

27. Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками – Белгород, 1995.

28. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика – М., 1997.

29. Рабочая книга школьного психолога. – М., 1991.

30. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности – М., 1997.

31. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности. – М., 1999.

32. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя – М., 1991.

33. Беспалов Ю.Ф. Семейно-правовое положение ребенка в РФ. Владимир, 2000.

34. Бурлаков В.Н., Шестаков Д.А. Предупреждение насилия в семье и его законодательное регулирование//Вестник СПбГУ. 1996. №1.

35. Гаврилова Т. Детские кражи: причины и следствие // Директор школы. 2001. №.

36. Меркушов А. Практика рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних // Российская юстиция, N 6, июнь 2000 г.

37. Неклюдов Н.А. Руководство к Особенной части русского уголовного права. Т. 2. Преступления и проступки против собственности. СПб, 1876

38. Особенности производства по уголовным делам с участием несовершеннолетних // Защити меня. 2000. №1.

39. Пашковская А.В., Степанова И.Б. Ревность как мотивация преступного поведения // Вестник Московского университета. Серия 11. 1997. №1.

40. Пристанская Д. Применение уголовно-процессуальных норм, направленных против жестокого обращения с несовершеннолетними // Журнал российского права. 2001. №8.

41. Пристанская О.В. Правовая защита несовершеннолетних в сфере массового сексуального просвещения //Журнал российского права. 2001. 31.

42. 18. Профилактика безнадзорности несовершеннолетних (в России) // Юридическая газета. 2001. №29.

43. 19.Пудовочкин Ю., Чечель Г. Квалификация случаев вовлечения несовершеннолетних в преступную группу // Российская юстиция, N 12, декабрь 2000 г.

44. 20.Пчелинцева Л.М. Обеспечение безопасности несовершеннолетних граждан семейно-правовыми средствами // Журнал российского права. 2001. №6. 13

45. 21.Российская криминологическая энциклопедия / Под ред. А.И.Долговой. М., 2000.

46. 22.Тудос А. Подростки - наиболее криминальная часть населения // Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. 38.

47. 23.Фойницкий И.Я. Курс уголовного права: Часть особенная. Посягательства личные и имущественные. СПб., 1912.

48. 24.Холодова Ю. Ребенок бывает кусачий только от жизни собачей (о детской преступности) // Парламентская газета. 2001. 25 июля.

49. 25.Шейфер С.А., Безверхов А.Г. Имущественные преступления в семье: материально-правовой и уголовно-процессуальный аспекты // Государство и право. 2001. №6.

50. 26.Шестаков Д.А. Внутрисемейные насильственные преступления: уголовно- процессуальный аспект// Правоведение. 2001. №2.

Похожие работы на данную тему