Акцентуации подросткового возраста

Название работы: Акцентуации подросткового возраста

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

45 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы акцентуаций подросткового возраста.

1.1. Развитие взглядов на акцентуацию в психологической науке.

1.2. Типы акцентуации, доминирующие черты.

1.3. Психологические особенности подросткового возраста и особенности межличностных отношений.

1.4.Особености общения и дружбы у каждого типа акцентуации.

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование акцентуаций подростков.

2.1. Организация эмпирического исследования.

2.2. Методы исследования.

2.2.1.объективные методы исследования.

2.2.2. Личностные методы

2.3. Анализ результатов исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Выдержка:

Введение:

Юность – время перехода к взрослости. Исследуемый возраст относится к критическому периоду психического развития. Остро протекающий перелом в психике подростка обусловливает исключительную сложность и противоречивость этого периода, причём противоречивый характер проявляется в физическом, в психосексуальном развитии, в развитии интеллекта, а также в социальном развитии подростка. На этот период, традиционно связываемый с обучением в старших классах школы, приходится становление нравственного самосознания и мировоззрения.

Юноши и девушки задумываются над вопросами нравственности с точки зрения собственного самоопределения, в связи с началом поры любви и установлением межличностных взаимоотношений с людьми противоположного пола. В ранней юности вся система взаимоотношений становится сложнее: со сверстниками они классифицируются как товарищеские и дружеские, а отношения с взрослыми – как личные и деловые. Межличностное общение, в которое включаются юноши и девушки, теряет непосредственный характер и своеобразные детские черты, превращается в отношения, которые внешне и внутренне становятся похожи на отношения между взрослыми людьми. Опыт, полученный в межличностном общении, оказывает существенное влияние не только на становление личности, и на коммуникативный опыт, но и на успешность будущей семейной жизни.

Именно в этот период происходит становление характера, а особенности межличностного общения зависят не только от различных условий и обстоятельств, но и в значительной мере определяется типом его акцентуаци. Основываясь на знании определенного типа можно со значительной вероятностью прогнозировать особенности общения и деятельности подростка в определенных ситуациях.

Изучение проблем, связанных с акцентуацией характера, может помочь предупредить многие отклонения в дальнейшем развитии личности. Исследование влияния акцентуации характера на процесс межличностного общения важно как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания особенностей индивидуального развития сферы общения.

Проблемам межличностных отношений подростков уделено немало внимания, как в отечественной, так и в зарубежной педагогической и психологической литературе, среди них: И.С. Кон, А.В. Мудрик, Лисина М.И., В.С.Мухина, Ф.Райс. Для диагностики типов характера большой вклад внесли исследования таких ученых, как А.Ф.Лазурский, В.Н.Мясищев, Б.С. Братусь, П.Б.Ганнушкин, А.Е. Личко, Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова, М. Бехтерев, О.В. Кербиков, Г. К. Ушаков, Г. Е. Сухарева, В. Штерн, К. Леонгард.

Целью работы является выявление влияний акцентуации характера на процесс межличностного общения подростков.

В качестве гипотезы выдвигается следующее положение: акцентуация характера влияет на предпочтения личности в процессе межличностного общения, т.е. имеются сходства в предпочтение пола, возраста собеседника и в доминировании схожих мотивов общения у подростков одного типа.

Для подтверждения гипотезы и достижения цели исследования ставились следующие задачи:

Глава 2:

В заключение хотелось бы уделить внимание социализации подростков в современной России в связи с проблемой половой дифференциации и формирования психологического пола личности. Процесс половой социализации в современных условиях представляет собой явление, не имеющее аналогов во всей предшествующей истории России. Традиционная форма половой социализации, характерная для патриархальных взаимоотношений, исходила из типа соответствия полоролевых образцов - половой принадлежности ребёнка, т.е. для мальчиков это маскулинная модель, а для девочек - фемининная. К началу 20 века стал развиваться маскулинный тип половой социализации, когда мужская модель поведения оказывается более предпочтительной как для мальчиков, так и для девочек. Если в 70-х - 80-х гг. успех подростка сильно зависел от его соответствия критериям половой роли, а у девочки в подростковом возрасте происходил пересмотр планов профессиональной самореализации и отказ от индивидуального профессионального успеха в пользу женственности и материнства, то вначале 90-х гг. эта картина изменяется. А в последние годы в силу ослабления социализирующего явления семьи и традиционного подросткового сообщества, а также внедрения обществом бисексуальной модели половой социализации мальчики и особенно девочки оказались сориентированы не на романтическую любовь, не на ценности семьи, а на "сексапильность", "безопасный секс" и гомосексуальные отношения.7

Итак, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Юношеский возраст может быть определён как период взросления - между детством и взрослой жизнью. Характерной чертой юношеского возраста по А.Фрейд является психическая неуравновешенность. Также А.Фрейд акцентировала значение психических влечений и потребностей. По мнению Эриксона основной потребностью подростка является обретение личной идентичности.

2. В юношеском возрасте резко возрастает потребность в близких друзьях, в доверительных, эмоционально окрашенных отношениях, с помощью которых они могут разобраться в себе и избавиться от чувства одиночества. По мере взросления отношения с друзьями становятся более открытыми, причём между девочками возникает более тесный контакт, чем между мальчиками.

3. Для юношеского возраста характерно стремление стать членами какой-то группы или компании, вызывающей их восхищение. Подростки добиваются признания группы, приспосабливаясь к ней, добиваясь успехов в чём-либо, развивая в себе качества, которые нравятся окружающим, и овладевая навыками общения.

4. Некоторые подростки оказываются страстно влюблёнными в каких-то реальных или воображаемых людей. Невостребованная любовь может стать причиной сильных душевных волнений. Утрата любви может стать для подростка сильным стрессогенным фактором.

5. Ряд важных потребностей подростка позволяют удовлетворить свидания. Они дают возможность развлечься, создают условия для дружеского общения, становятся средством определения и повышения своего социального статуса, помогают обогатить социальные навыки, способствуют приобретению сексуального опыта, установлению близких отношений, помогают выбрать спутника жизни.

Похожие работы на данную тему