Реформа пенсионного законодательства

Название работы: Реформа пенсионного законодательства

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

69 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1 История развития пенсионного обеспечения в России 7

1.1Эволюция пенсионного обеспечения в России 7

1.2Оценка современного состояния пенсионной системы в Российской

Федерации 16

Глава 2 Правовые основы и пути реализации пенсионной реформы в Российской Федерации 22

2.1 Пенсионная реформа 22

2.2 Структура пенсионной системы 26

2.3 Характеристика основных законов о пенсии, вступивших в действие

с 1.01.2002 года 33

Глава 3 Сущность и актуальность пенсионной реформы в Российской

Федерации 55

3.1 Инвестирование пенсионных накоплений 55

3.2 Сравнительный анализ состояния системы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации 59

3.3 Модернизация пенсионной системы 62

Заключение 65

Выдержка:

Введение:

Одной из наиболее сложных социально–экономических проблем современности является проблема массовой бедности населения. Ситуация осложняется тем, что Россия вступила на путь экономических преобразований имея невысокий базовый уровень жизни и доходов населения, низкий жизненный стандарт у большинства населения, отсутствие экономического стимула, значительную скрытую безработицу, надежду не на свои силы, а на государственный патернализм, идеализированное представление о западных ценностях и рыночных отношениях.

Бедность многостороннее – социально–экономическое и психологическое общественное явление, фокусирует в себе социальные, экономические, а, зачастую, и политические проблемы государства.

Гарантия прав российских граждан на пенсионное обеспечение по достижению соответствующего возраста обеспечена Конституцией РФ, в которой отмечено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты [1,С.1].

Пенсионное обеспечение, несомненно, является одной из основных функций государства, задача которого в этой сфере - обеспечение возможности каждого трудоспособного гражданина влиять на размер своей будущей пенсии; обеспечение соответствия ее размера трудовому вкладу конкретного работника. Такой подход к пенсионному обеспечению приводит к тому, что необходимость задумываться о будущей пенсии возникает перед каждым гражданином уже в молодом возрасте, а не только при достижении им пенсионного возраста [18, С.6].

Пенсионная реформа в настоящее время не случайна, если принять во внимание, что ранее действующий закон о государственных пенсиях был принят более десяти лет назад и не соответствовал изменившимся условиям жизни. Несмотря на то, что за эти годы пенсионная система претерпела существенные изменения, затронувшие ее финансовые и организационные институты (имеется в виду создания Пенсионного фонда, сокращение до минимума дотаций федерального бюджета на пенсионное обеспечения, появление негосударственных пенсионных фондов), тем не менее, обеспечить ее эффективную работу не удалось. Негативные демографические изменения, которые, по прогнозам, должны обострить социально-экономическую ситуацию в России в ближайшие 10-15 лет, заставили искать новые подходы в решение задач, связанных с материальным обеспечением нетрудоспособных при наступлении старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.

Глава 3:

Для подготовки предложений по совершенствованию государственной социальной политики необходим анализ состояния социальной сферы на основе сведений государственной статистической отчетности.

Сбор информации о состоянии пенсионного обеспечения осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации по «обновленной» форме № 94-собес «сведения о численности пенсионеров и суммах назначенных им пенсий по Российской Федерации», утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.11.2002 года № 214.

В ней отражаются следующие данные:

- численность пенсионеров, состоящих на учете в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе работающих;

- численность получателей трудовых пенсий;

- численность получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению;

- численность пенсионеров, получающих две пенсии;

- сумма назначенных пенсий за текущий год.

В составе сумм и размеров пенсий предусмотрено выделение базовой и страховой частей трудовых пенсий, а также пенсий по государственному пенсионному обеспечению, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

Сравнительный анализ состояния системы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации по отчетам за 2000 и 2001 годы показал, что тенденция незначительного роста общей численности пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты населения (за 2000 год – 0,1%, за 2001 год – 0,6%) сменилась на тенденцию снижения численности пенсионеров в 2002 году (0,5%).

Также наблюдалось снижение числа новых назначенных пенсий. По сравнению с 2001 годом данный показатель уменьшился на 1,8%.

Одновременно со снижением общей численности всех пенсионеров уменьшилась численность получателей трудовых пенсий (на 1,4%).

При этом, однако, число пенсионеров по старости увеличилось на 1,9%. В то же время численность получателей пенсий по инвалидности в 2002 году уменьшилась на 6,3%, а численность получателей пенсии по случаю потери кормильца сократилась на 3,1%.

Средний размер пенсий за 2002 год возрос на 420 рублей, или на 40,3%. Средний размер трудовой пенсии по старости увеличился в меньшей степени – на 388 рублей, что в процентном соотношении составляет 31,4%.

Значительно возрос по сравнению с 2001 годом средний размер социальной пенсии по нормам нового пенсионного законодательства – в 3,3 раза и составил 1031,99 рублей. Численность получателей социальных пенсий возросла на 9,1%.

С 1 февраля и с 1 августа 2002 года все виды пенсий проиндексированы на 6,5 и 9%.

В результате в целом за 2002 год средний размер пенсии увеличился с 1138 рублей до 1462 рублей, или более чем на 28% при годовом уровне инфляции 15,1%. Средний размер трудовой пенсии по состоянию на 1 января 2003 года составил 1482 рубля, размер пенсии по старости –1590 рублей. Максимальный размер пенсии по старости увеличился до 1746 рублей [29,С.65].

С 1 февраля 2003 года проведена индексация базовой части трудовой пенсии на 6%. Повышение коснулось всех, без исключения, пенсионеров. Размер увеличения пенсий составил от 16 до 470 рублей.

Заключение:

С 1 января 2002 года на территории России действует пенсионная реформа, коренным образом изменившая всю законодательную базу, регулирующую систему пенсионного обеспечения. Основу пенсионной реформы составили принятые в декабре 2001 года Законы:

«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ;

«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001г. № 167-ФЗ;

«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001г.

Суть пенсионной реформы заключается в переходе на совершенно новый принцип пенсионного обеспечения – на основе пенсионного страхования.

Пенсионная реформа, основанная на страховом принципе, решает следующие задачи:

- выведение скрытых частей заработной платы из «тени» и увеличение за счет этого поступления средств для выплаты пенсии сегодняшним пенсионерам;

- создание стимула для работающих к полной уплате взносов со всех своих доходов;

- обеспечение «прозрачности» пенсионной системы.

Решение этих задач позволяет сформировать новую пенсионную модель– более простую и удобную для расчетов, более понятную гражданам.

Следует отметить, что пенсионная реформа направлена не только на повышение уровня материального обеспечения нынешних пенсионеров, но в большей степени создает предпосылки для формирования пенсионного обеспечения для будущего поколения.

Поскольку размер пенсии будет зависеть от суммы уплаченных страховых взносов, уже сейчас каждый работодатель обязан своевременно и в полном объеме перечислять в Пенсионный фонд страховые взносы. Несвоевременная уплата взносов работодателем означает, что его работники не получат право на страховую и накопительную части трудовой пенсии, то есть будут ущемлены в своих пенсионных правах.

Именно страховые взносы - это тот личный вклад и индивидуальный показатель будущей пенсии. Чем больше взносов будет находиться на лицевом счете, тем выше будет пенсия.

За прошедшие после пенсионной реформы годы была проделана значительная работа, предприняты усилия по созданию инфраструктуры пенсионной системы, единой централизованной системы управления средствами обязательного пенсионного страхования, модификации распределительной модели пенсионного обеспечения и формированию накопительной составляющей пенсионной системы.

В настоящее время пенсионная система функционирует достаточно стабильно, имеющиеся финансовые резервы средств позволяют покрывать издержки перехода, связанные с формированием накопительной составляющей трудовой пенсии поколения застрахованных лиц, имеющего право на ее формирование, и обеспечивать своевременную индексацию уже назначенных пенсионных выплат и расчетного пенсионного капитала.

Похожие работы на данную тему