Проблема детско-родительских отношений в подростковом возрасте

Название работы: Проблема детско-родительских отношений в подростковом возрасте

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

59 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Теоретическое исследование личности подростка и стилей родительского отношения с детьми – подростками в семье 7

1.1. Понятие «родительские отношения», виды, критерии. 7

1.2 Конфликты между родителями и детьми: причины и способы преодоления 12

1.3 Возрастные особенности личности и поведения в подростковом возрасте. 18

1.4 Стили родительских отношений, как основной фактор, влияющий на формирование личности и поведения у подростков. 23

Глава 2. Исследование влияния межличностных отношений в семьях с детьми – подростками на развитие их личности. 31

2.1 Организация, этапы и методы исследования. 31

2.2 Практические рекомендации родителям подростков с целью профилактики развития негативных личностных качеств их детей. 48

Заключение 53

Глоссарий 56

Библиографический список 58

Приложения ____________________________________________________ 61

Выдержка:

Введение:

Как известно, в семейном окружении, в общении, в диалоге разных по-колений происходит реальное становление психики детей и одновременно существенно изменяется жизнь родителей. В современных условиях семья часто оказывается на перекрестке социальных и экономических проблем об-щества: она – главный защитник личности, убежище и фундамент, хотя сама при этом испытывает внутренние болезненные противоречия. Связи «роди-тель-ребенок» имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего разви-тия.

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрос-лых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспита-ния. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, яв-ляется его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, за-кладывает основы гражданского поведения.

Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизнен-ное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

Проблема отношений родителей и детей - сложная и парадоксальная. Сложность ее - в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности “внешнего” проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.

Родители, как правило, не видят ни процесс развития отношений меж-ду ними и детьми, ни их последовательность и логику, а начинают бить тре-вогу только после возникновения тревожной конфликтной ситуации. А кон-фликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно. Особенно остро эта проблема стоит в подростковом возрасте.

Подростковый возраст требует особого внимания родителей к тем пе-ременам, которые происходят с растущим ребенком, особой гибкости их пе-дагогической тактики, огромного терпения, взвешенности, умение видеть по-зитивное и истинное в вызывающем поведении подростка. Родитель должен учитывать сложность подросткового периода и для самого подростка, харак-терные для этого этапа гормональные перестройки организма, неустойчи-вость настроения, физического состояния и самочувствия, ранимость, неаде-кватность реакций.

Глава 2:

Пример протокола исследования уровня агрессивности подростков представлен в приложении 7.

Сравнительный анализ полученных результатов по 3 диагностическим методикам позволяет сделать следующие выводы:

Высокие показатели тревожности отмечаются у большей части подро-стков, причем самые большие показатели тревожности выявлены при ситуа-ции проверки знаний, самовыражении, несоответствии ожиданиям окру-жающих, таким образом у 60% детей отмечается высокий уровень общей тревожности в школе. Данная особенность может быть связана как с особен-ностями обучения в среднем звене, так и со стилем семейного воспитания. В частности, сравнив полученные результаты, можно отметить, что более вы-сокий уровень тревожности отмечается у подростков, в семьях которых в воспитании преобладает авторитарность, в успехи данных детей родители не верят, пытаются во всем навязывать собственное мнение. В частности, в семьях Ларисы О., Павла Е., Романа В., Ирины Ц., Александры Ш., Алек-сандра С., Сергея Е., Алексея Ж., Петра К., Светланы Л., отмечается повы-шенный уровень авторитарной гиперсоциализации, что является неблагопри-ятным для развития личности подростков, формируя повышенный уровень тревожности последних.

У 20% подростков также наблюдается повышенный уровень агрессив-ности. Сравнивая данные результаты со стилем семейного воспитания, а в частности с данными шкалы «принятие – отвержение», можно наблюдать, что повышенная агрессивность в большей степени наблюдается в семьях, где родители по отношению к детям испытывают в основном только отрицатель-ные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Они счи-тают ребенка неудачником, не верят в его будущее, низко оценивают его способности и не¬редко своим отношением третируют ребенка.

После проведения экспериментального исследования с помощью мето-дов математической статистики ( коэффициента ранговой корреляции Спир-мена) была установлена степень корреляции между стилем родительского воспитания (авторитарная гиперсоциализация) и тревожностью подростков, а также принятием-отвержением ребенка в семье и степенью его агрессивно-сти.

Изначально проранжируем показатели авторитарной гиперсоциализа-ции и тревожности, которые представлены в таблице 4.

Заключение:

Итак, рассмотрев различные подходы к вопросу взаимодействия детей и родителей, сделать выводы о том, что проблема психологической зависи-мости подростков от родителей у разных авторов приобретает разное звуча-ние. Это может быть проблема детско-родительских отношений, когда на первом месте – личность ребенка, испытываемые им влияния, внутренние переживания и «характерообразующие» последствия. В других случаях в центре внимания исследователя – фигура родителя, его роль во взаимодейст-вии, возникающие у него трудности. Вместе с тем практически во всех под-ходах можно усмотреть исходную дихотомию, которая задает двойствен-ность или поляризацию родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая опре-деляет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стрем-ление к его защите и безопасности, безусловное принятие и внимание, цело-стное отношение к нему. С другой — родительское отношение характеризу-ется требовательностью и контролем. Именно родитель приводит ребенка к реальности, является носителем общественных норм и правил, оценивает его действия, осуществляет необходимые санкции, которые обусловлены опре-деленными родительскими установками. Несмотря на различие в терминоло-гии (удовольствие и реальность, любовь и контроль, безусловность и услов-ность и т.д.), эта двойственность прослеживается в большинстве описаний родительских отношений, представленных в классических теориях.

Данная работа имеет практическую значимость, так как результаты проведенного исследования зависимости развития личностных качеств под-ростка от стиля родительского отношения могут представлять интерес для психологов, работающих с семьями, психологов детских учреждений, педагогов, родителей.

Похожие работы на данную тему