Развитие самосознания у подростков

Название работы: Развитие самосознания у подростков

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

30 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение

Глава 1. Самосознание.

1.1 Самосознание в психологической науке.

1.2 Я –концепция.

Глава 2. Развитие самосознания подростков.

2.1 Развитие самосознания подростков.

2.2 Исследование самосознания подростков.

Заключение

Библиография

Выдержка:

Введение:

Самосознание – одна из важнейших составляющих человеческой психики. Ведь по большому счету человеку приходится прежде всего общаться с самим собой и только потом с окружающими. Поэтому очень важно как осознает и воспринимает себя личность, насколько гармонично вписывает себя в окружающий мир. Самосознание у всех разное, по другому было бы просто неестественно, в этом и есть красота и многообразие мира. Однако, не всегда самосознание органично раскрывается и сочетается с внешним миром. Тогда встает вопрос о корректировке его со стороны опытных психологов.

Последние события нам показывают, насколько кошмарным может быть самосознание человека. И вот эти террористы ведь когда то тоже были подростками, т.е. людьми у которых самосознание только формируется, почему же оно сформировалось таким образом, что человек не ценит ни свою собственную жизнь, ни жизни других людей, что элементарные понятия о высшей ценности жизни ребенка оказались размыты псевдорелигиозным, а скорей всего, наркотическим фанатизмом. Там большинство российских граждан было, людей, которые учились в наших школах, задача которых – воспитание нормальных граждан, а не отморозков. Все это возлагает на педагогов и психологов огромную ответственность по формированию адекватного современному цивилизованному обществу самосознанию детей и одновременно это объясняет актуальность темы.

Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. В работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, И.И.Чесноковой, В.В.Столина, А.Г.Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности.

Задачами исследования являются:

........

Глава 2:

Если изменения детского самосознания большей частью выглядят плавными и постепенными, то подростковый возраст издавна считается эпохой скачка, "второго рождения", возникновения нового качества, и в первую очередь открытия собственного "Я".

Это мнение требует, однако, некоторого уточнения и конкретизации. В свете новейших лонгитюдных исследований стало очевидно, во-первых, что далеко не все свойства личности и ее самосознания существенно меняются в переходном возрасте; во-вторых, что даже глубокие качественные сдвиги не обязательно протекают конфликтно и бурно и что зависит это не только от социальных условий, но и от индивидуально-типологических особенностей. Например, среди американских юношей, обследованных супругами Оффер с 14 до 22 лет и принадлежавших к одной и той же социальной среде, 23% пережили этот возраст спокойно и ровно, без каких-либо резких изменений или кризисов, 35% повзрослели бурно, но психологически безболезненно, 21% пережили классический период "бури и натиска" с тяжелыми внутренними и внешними конфликтами, а остальных (21%) не удалось классифицировать ввиду недостаточной определенности их личностных качеств.

Теоретически убедительные положения Л.С.Выготского о ключевой роли самосознания в переходном возрасте, к сожалению, пока еще недостаточно подкреплены данными отечественных эмпирических исследований. Что же касается зарубежных исследований подросткового и юношеского "Я", то их центральным пунктом является нормативный кризис переходного возраста, который Э.Эриксон назвал "кризисом идентичности". Но насколько всеобщи симптомы и стадии этого кризиса, ярко, но недостаточно аналитично описанного Эриксоном? Чтобы преодолеть этот недостаток, канадский психолог Д.Марша в 1966 г. подразделил "кризис идентичности" на четыре уровня (статуса), формы или варианта: "диффузную идентичность", "предрешенность", "мораторий" и "зрелую идентичность", которые зависят от степени профессионального и идеологического самоопределения молодого человека.

"Диффузная идентичность" означает, что индивид еще не сделал ответственного выбора и не вступил в период кризиса. "Предрешенность" означает, что индивид уже включился во "взрослую" систему отношений, но сделал это не самостоятельно, не пройдя периода кризиса и испытания. "Мораторий" означает, что юноша находится в процессе самоопределения, а "зрелая идентичность" – что кризис завершен и индивид перешел от поиска себя к практической самореализации. Статусы идентичности – это как бы этапы развития личности и вместе с тем ее типы. Подросток с "диффузной идентичностью" может вступить в стадию "моратория" и затем перейти к "зрелой идентичности". Но он может также навсегда остаться на уровне диффузии или пойти по пути "предрешенности", отказавшись от активного выбора и самоопределения.

Большинство зарубежных и отечественных психологов признают врожденным не самосознание, а лишь предпосылки к его развитию. Проявление самосознания можно проследить у ребенка в начале раннего возраста. Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания. В раннем возрасте можно было наблюдать всего лишь истоки самосознания ребенка. В дальнейшем формировании личности теснейшим образом связано с развитием самосознания, имеющего на каждом возрастном этапе онтогенетического развития личности свои специфические особенности. До подросткового возраста развитие самосознания происходит стихийно, преимущественно без участия субъекта в его формировании. Наряду с сохранением стихийной линии развития самосознания, появляется еще одна основная линия его, предполагающая активность самого субъекта в этом процессе.

.........

Заключение:

Итак, подростковый возраст составляет особый этап развития в личности ребенка. В подростковой возрасте на базе качественного изменения всей психической жизни ломается и перестраивается все прежние отношения ребенка к миру и самому себе, прежде всего к самому себе. В подростковом возрасте на базе качественного нового характера структуры и состава деятельности у ребенка развивается сознательное поведение, делается решающий шаг из детства к новому этапу психологического и социального развития.

Самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Появление сознательного “Я”, возникновение рефлексии, осознание своих мотивов, моральные конфликты и нравственные самооценки, интимизация внутренней жизни - вот некоторые феноменальные проявления самосознания в этом возрасте.

В подростковом возрасте сильное влияние на самосознание и становление личности оказывает не только семья, но и школа в лице сверстников и учителей.

Одновременно подростковый возраст является сензитивным периодом в онтогенезе самосознания, когда формируются новые компоненты структуры самосознания личности, специфичные именно для этого возрастного этапа. На формирование самосознания влияет ряд условий и факторов, в частности биологические и социальные.......

Похожие работы на данную тему