Тенденции современного семейного воспитания и семейной педагогики

Название работы: Тенденции современного семейного воспитания и семейной педагогики

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Педагогика

Страниц:

26 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 2

Глава 1. Общая характеристика семейного воспитания 4

1.1. Важность семейного воспитания. 4

1.2. Семейное воспитание на Руси: исторический экскурс. 8

Глава 2. Современные тенденции развития семейного воспитания и семейной педагогики 15

2.1. Семейное воспитание в XIX веке и в советское время. 15

2.2. Семейное воспитание в современных условиях. 21

Заключение 24

Список использованной литературы: 26

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы определяется следующими положениями.

Семейное воспитание - определенный тип поведения родителей со своим ребенком, от которого зависит не только то, каким вырастет ребенок, но и то, как сложатся отношения ребенка и родителя спустя несколько лет.

Различные стили семейного воспитания изучались психологами достаточно широко. Так считается, что среди них есть как благоприятные для развития ребенка стили, так и неблагоприятные, способные привести к различным проблемам в поведении, исказить миро и самоощущение ребенка. В то же время считается, что стиль семейного воспитания складывается из многих составляющих. Это и корректность отношений в семье в целом, и эмоциональные связи между ее членами (негативные - ссоры, неприязнь, конфликты - или позитивные - благожелательные, доверительные), и гибкость семьи, способность меняться под влиянием обстоятельств. Кроме этого, стиль семейного воспитания определяется и последовательностью воспитательной позиции родителей.

Семейное воспитание в России, исконно многонациональном государстве, имеет свои неповторимые особенности, вызванные социально-экономическими, культурными и географическими условиями развития. Веками складывался образ семьи, идеал семейных отношений, традиции подготовки молодежи к семейной жизни. Еще в XVII веке известный общественный деятель и писатель Симеон Полоцкий подчеркивал: «Счастливы родители, которых добродетельная жизнь – пример благонравия для детей, зеркало для исправления и образец хороших дел. Несчастны же родившие, которые соблазняют своих детей плохой жизнью» .

В современном российском обществе семья и семейное воспитание испытывают существенные трудности по ряду причин: имеется расслоение семей по уровню доходов, разрушается традиционная структура семьи, изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения поколений в семье, отношение к воспитанию.........

Глава 2:

До середины прошлого столетия семейное воспитание детей, в частности, физический уход за ними, оставляли желать очень многого. Дети передавались обыкновенно на руки кормилиц и нянек, которые руководствовались преданием и личным опытом. Понятно, что такая постановка дела далеко не всегда была удовлетворительной. Матери знали немного больше нянь, так как женское образование было развито слабо, а книг, посвященных выяснению и изложению правильного ухода за детьми, было мало. Поэтому дети помещались в задних комнатах, тесных, плохо проветриваемых, недостаточно освещенных, лучшие комнаты считались парадными, и ими в обыкновенной жизни не пользовались.

Детей кормили или слишком много и часто, или скудно, кое-чем, не заботясь о питательности и разнообразии пищи. Так же поступали во всем: кто одевал детей слишком тепло, не выпускал в зимнее и осеннее время на свежий воздух, кто с ними слишком нежничал и позволял капризничать, кто подавлял страхом, наказаниями. Каждый отец, каждая мать воспитывали детей без каких-либо твердых научных оснований, как пришлось, по преданию, как их самих воспитывали. Понятно, что от таких, лишенных критического осмысления приемов, толку было мало. Нужно было разъяснить матерям, как следует воспитывать детей. А для этого матери должны были получить некоторое образование, для этого должна была явиться соответствующая отрасль педагогической литературы. То и другое возникло с эпохой освобождения — во второй половине прошлого столетия .

На первых порах появились переводные сочинения по уходу за детьми, позже появился целый ряд самостоятельных русских сочинений в данной области педагогики. Самое распространенное из них — сочинение Жука «Мать и дитя», выдержавшее к настоящему времени около десяти переизданий, так что возникло даже характерное выражение: «воспитывать по Жуку».

.........

Заключение:

Подводя итог работы, можно сделать следующие выводы.

В настоящее время возрос интерес к исследованиям различных типов семейного воспитания народов, в связи с необходимостью преодоления унификации образования и воспитания. Народная педагогика является не только важным историческим достоянием народа, но и одним из средств сохранения этнической самобытности и резервом обновления образовательных технологий. Это в особой степени касается традиционной педагогики народов, которая представляет собой уникальное достояние опыта сбалансированного взаимодействия с природой. Этот опыт чрезвычайно ценен в период обостряющегося экологического кризиса. В то же время интенсивное промышленное освоение мест обитания этих народов разрушает природную и культурную среду их жизни. В этих условиях важно не утратить идеи и опыт народной педагогики народов, потому что на их основе формировался нравственный тип человека. Сохранение исконной апробированной в веках культуры даст возможность обогатить новое поколение непреходящими нравственными ценностями и эффективным стилем взаимоотношений людей.

В разные времена воспитание имело различное содержание. В зависимости от задач и потребностей общественного развития на передний план выдвигалось развитие определенных способностей, личностных или профессиональных качеств.

Общеизвестно, что семья оказывает огромное влияние на формирование личности и психологических особенностей человека. Семейное воспитание во многом предопределяет систему потребностей и мотивации взрослого человека, его восприятие окружающего мира, самооценку и адаптационный потенциал, конституирующие профиль личности и впоследствии практически не поддающиеся изменению...........

Похожие работы на данную тему