Материальная культура

Название работы: Материальная культура

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

Культурология

Страниц:

15 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение. 3

1. Материальная культура 4

1.1. Кузнечное и ювелирное ремесло. 4

1.2. Боевое оружие. 5

1.3. Убранство коня. 6

1.4. Башкирские рудознатцы. 8

1.5. Быт древних башкир 9

а) украшения жилищ башкир 9

б) украшения оконных наличников и ставней 9

в) украшения крыльца и ворот. 10

1.6. Хозяйственная утварь башкир 11

а) деревянная утварь башкир 11

б) столовая посуда 11

в) кухонная утварь 11

г) берестяная утварь 12

д) плетёные лозовые корзины. 12

1.7. Пища башкир. 13

Заключение. 14

Литература. 15

Выдержка:

Введение:

Материальная культура - окружающая человека среда. Материальная культура создана всеми видами труда человека. Она создает уровень жизни общества, характер его материальных запросов и возможности их удовлетворения.

В тысячах кузниц по Днепру и по ильменю, по Волге и Оке ковали плуги для вспашки полей, сотни оружейников готовили оружие, победившее кочевников-степняков, византийцев, немцев и поляков, а в ювелирных мастерских создавалось тончайшее "узорье" из бронзы, серебра и золота, украшенное филигранью, чеканкой и невыцветающей эмалью. Многие технические приемы, известные городу XI-XII вв., деревне известны не были; многие типы вещей бытовали только в городе или только в деревне.

Формы материальной культуры любого народа, в том числе и башкир, очень разнообразны и охватывают практически все стороны их жизни и быта.

После добровольного вхождения Башкортостана в состав Русского государства начался приток русских крестьян и нерусских народов Поволжья. Поэтому параллельно с развитием национальной культуры появились и развивались общие элементы культуры края под взаимным влиянием башкир и пришлых земледельческих народов. Основным занятием башкир в 17-18 веке оставалось полукочевое скотоводство. В летнее время они выезжали на кочевые и продвигались по территории своей волости в строгой последовательности.

Повсеместно у башкир развивалось промысловая охота, рыболовство и бортничество. Охотились на пушных зверей, на волков, лисиц, зайцев, ходили на медведя. Распространялась соколиная охота.

Башкиры издавна были знакомы с металлом. Они добывали железную и медную руду, плавили чугун и железо, медь, изготавливали наконечники стрел и копий, кольчуги и латы.

Знания башкирами рудных месторождений было широко использовано при основании горных заводов на Урале........

Основная часть:

С незапамятных времён башкиры занимались скотоводством. Одним из любимых занятий у них было коневодство. В течении столетий на богатых травой землях Урала и прилегающих к нему ковальных степях формировалась башкирская порода лошадей. Они низкорослы, выносливы, способны переносить трудности, лишения. Зимой башкирские лошади находились на подножном корму, т.е. они копытами из – под снега добывали корм.

На своих боевых конях башкирские батыры прошли путь от Порта-Артура до Парижа, от Санкт-Петербурга до Кзыл-Орды.

К тому же башкиры питались в основном кониной, из кобыльего молока приготовляли кумыс. И конина, и кумыс являются лучшими лечебными средствами против лёгочных заболеваний. Из лошадиных шкур изготовляли обувь и разную утварь.

В башкирском фольклоре имеются десятки эпических сказаний, легенд, преданий, песен, прославляющих лошадей. Башкиры предавали большое значение убранству коня.

Войны и охотники на коне во всём великолепии боевого убранства – любимый и очень распространённый образ в башкирском фольклоре. По достоинствам коня, по качеству и отделке оружия судили о самом батыре. Поэтому декоративному оформлению боевого и охотничьего оружия, конского снаряжения придавалось первостепенное значение. Лучшие народные мастера трудились над изготовлением и декоративным оформлением воинского снаряжения и предметов убранства верхового коня. Верховой конь являлся у башкир основным средством передвижения. Верхом на лошади ездили мужчины и женщины, взрослые и дети. Последних приучали к верховой езде с раннего возраста с 2-3 лет. Это воспитывало в башкирах наездников, ловких и выносливых, способных длительное время находиться в седле, не чувствуя усталости. Почти все башкиры владели умением на скаку стрелять из лука и рубить.

Для верховой езды башкиры использовали главным образом жеребцов. Особым почитанием пользовались у башкир иноходцы. Все эти лошади, выращенные в условиях Башкортостана, были хорошо приспособлены к суровым природным условиям Урала. Башкиры проявляли заботу и об улучшении породностей своих лошадей. Весной проводилась стрижка грив и хвостов. Коней, на которых ездили повседневно, регулярно чистили и мыли.

Для управления лошадью башкиры, как и многие народы, пользовались недоуздком и уздой. Поводья делали из мягкого ремня, волосяной, конопляной или мочальной бечевки.

Верховая езда на лошади достигала совершенства с изобретением жёсткого седла и с появлением стремян.

Башкирское седло по конструкции мало отличается от сёдел других тюркских кочевников. Наиболее распространённый тип седла имеет деревянный остов из ленчика и двух лук – передней и задней. Передняя лука делалась высокой и устанавливалась круто, почти вертикально, а задняя лука была наклонной. Головка передней луки заканчивалась округло и орнаментировалась с боков резным узором. Часто ей придавали форму птичьей головки, тогда седло своим силуэтом напоминало птицу. В основном старались декорировать переднюю луку, украшая резными узорами или посеребренными накладками. Накладки украшались серебреной насечкой. Орнаментировалось и задняя лука, но сдержанно, лаконично, главным образом врезанными узорами.

Различались сёдла мужские и женские, взрослые и детские.

Украшали серебрением и металлические стремена, различные по форме и технике изготовления – литые, кованые, массивные и лёгкие, полуовальные и арочные вида. Были входу и деревянные стремена, вырезанные из цельного корня дерева. Деревянные стремена не орнаментировались, но совершенством формы и тщательной отделкой поверхности они хорошо гармонировали с декоративным оформлением седла.

.......

Заключение:

С древних времён со среднего течения Волги до Толоба, от Урала до среднего течения Камы простирались плодородные равнины; протекали чистые и полноводные реки, богатые рыбой, шумели густые леса с бортными деревьями, с множеством разных зверей и птиц. На этой сказочной земле проживали башкиры. Они здесь формировались как самостоятельный народ. Новая эпоха началась в нашем крае в 16 веке, когда башкиры добровольно присоединились к Русскому государству. С середины 18 века развёртывается массовое переселение русских, татар, чувашей, марийцев, мишарей и других народов в Башкортостан, и он превращается в многонациональный край. Башкиры, русские и другие народы вместе развивали хозяйство и культуру, строили города и заводы.

В 10-12 веках в так называемый булгарский период, появились постоянные деревянные постройки (сначала зимние, а затем круглогодичные).

Хорошо бывать в современных башкирских аулах, любоваться на ворота и калитки, на причудливые наличники и крылечки. Все дома разные, и у каждого своя красота. Конечно, городские дома тоже красивы, но в то же время они – тяжеловаты, как бы угрюмы.

Башкирские кузнецы обслуживали все нужды деревни и ближайших посёлков. Приведённый ассортимент кузнечных изделий исчерпывал почти весь крестьянский инвентарь, необходимый для постройки дома, сельского хозяйства, охоты и даже для обороны. Уже в 10-13 веках ювелиры имели большое разнообразие форм по выделки из меди, серебра и золота.

Похожие работы на данную тему