Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе

Название работы: Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

41 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы проблемы готовности к школьному обучению 5

1.1. Понятие психологической готовности к школьному обучению 5

1.2. Проблема развития слабослышащих дошкольников 9

1.3. Принципы отбора диагностических методик для слабослышащих детей 12

Глава 2. Методики изучения психологической готовности слабослышащих дошкольников к обучению в школе 16

2.1. Методы диагностики слабослышащих детей 16

МЕТОДИКА 1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА. МЫШЛЕНИЕ 18

МЕТОДИКА 2. НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ (4-й лишний) 18

МЕТОДИКА 3. ВЕРБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ (по Й. Ерасеку) 19

МЕТОДИКА 4. ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ (НЕЛЕПИЦЫ) 21

МЕТОДИКА 5. СООТНОШЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ 21

МЕТОДИКА 6. ПАМЯТЬ. НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ 23

МЕТОДИКА 7. ПРОИЗВОЛЬНАЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ 23

МЕТОДИКА 8. ОПЕРАТИВНАЯ ВЕРБАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ 24

МЕТОДИКА 9. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ (по Н.В.Нечаевой) 25

МЕТОДИКА 10. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА 26

МЕТОДИКА 11. УРОВЕНЬ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ 28

МЕТОДИКА 12.ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ 28

13. . ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И УМЕНИЙ 29

14. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ 31

15.ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ 31

2.2. Пcиxoкoppeкция и психопрофилактика отклонений в мышлении у слабослышащих детей 32

Заключение 41

Выдержка:

Введение:

Одной из самых дискуссионных проблем образования детей с ограниченными возможностями здоровья конца XX века в России является проблема интеграции. Сложившаяся у нас система дифференцированного подхода к обучению лиц с нарушениями слуха решала ее исключительно средствами специального образования.

"Существует мнение, что природа очень ревниво оберегает свои тайны. Если это так, то нужно признать, что глухота есть большой промах в этом отношении; здесь природа проявила большую небрежность, "проворонила", что называется, невозможность проникнуть в ее тайну. В творении своего "венца" - человека природа, точно поглумившись над своим же творением, оставила отверстие в свою сущность. «Дело ума человека проникнуть, воспользовавшись оплошностью природы, в это отверстие и выведать тайну» - так думал И. А. Соколянский, создатель системы обучения и воспитания глухих детей в нашей стране .

Специалисты в области сурдопедагогики, как и дефектологии в целом, в своих исследованиях опираются на труды Л.С. Выгодского, имея в виду, прежде всего, его учение о сложной структуре дефекта, понимание вторичных нарушений как «социального вывиха» . Ученые единодушны в выводе - необходимо максимально использовать ранние, наиболее благоприятные (сенситивные) периоды для становления высших психических функций ребенка. В связи с этим возникает вопрос о коррекции нарушений, не о реабилитации, а об абилитации ребенка с ограниченными сенсорными возможностями, в частности, это прямо относится к слабослышащему ребенку. Вполне возможно, что такой ребенок может интегрироваться в социальную и общеобразовательную среду раньше и с лучшими возможностями, чем это происходило в прежние годы. Действующие на сегодня программы воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников ориентированы на разностороннее развитие детей с нарушением слуха на основе изучения их возрастных психофизических возможностей и приобщения ко всему, что доступно слышащим сверстникам............

Глава 2:

При изучении психологической готовности к школьному обучению целесообразно использовать комплексный подход, в котором осуществляется диагностика эмоционально-волевой сферы, умственной и мотивационной готовности (см. схему)

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ МОТИВАЦИОННАЯ

Эмоционально- Отношение к школе

волевая регуляция учебе

Волевые действия

И произвольность внимания Объем знаний о школе

УМСТВЕННАЯ

Наглядно-образное Мыслительные

Мышление операции

Познавательные действия Речевое развитие

Восприятие

Схема 1

Диагностика эмоционально-волевой готовности включает определение уровня эмоционально-волевой регуляции; выявление уровня развития волевых действий и произвольности внимания. Диагностика умственной готовности предполагает определение уровня речевого развития, уровня развития познавательных действий (восприятия), наглядно-образного мышления и основных мыслительных операций. Диагностика мотивационной готовности направлена на определение отношения к учению в школе.

Перед началом обследования для установления эмоционального контакта с ребенком, правильного отношения к психологу необходимо провести беседу. Содержание ее должно быть направлено на выявление особенностей представлений ребенка об окружающем мире, раскрытие интересов ребенка с помощью его любимых игр, занятий. В случае ухода от вопросов, отказа от общения можно предложить интересную книгу, игрушку, постепенно входя в контакт с ребенком.

В процессе использования каждой из конкретных методик следует обращать внимание на ряд общих моментов .

1) Понимание ребенком инструкции. Перед предъявлением любого задания важно установит, как воспринимает ребенок инструкцию, понимает ли ее, а если нет, то делает ли попытки понимать.

2) Характер деятельности при выполнении задания. Важно установить выполняет ли ребенок предложенное задание с интересом или формально. Обратить внимание на степень устойчивости интереса. Особое значение имеют такие показатели, как целенаправленность деятельности, способы решения предложенных ребенку задач, сосредоточенность и работоспособность ребенка, умение в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью.

..........

Заключение:

Отечественная психологическая наука считает, что как при определении путей исследования данного вопроса, так и при определении общей стратегии умственного воспитания детей дошкольного возраста и подготовки их к школе необходимо учитывать ту особую роль, которую играет дошкольное детство, в общем процессе формирования человеческого мышления и человеческой личности в целом. При этом исходной единицей анализа психологической готовности к школьному обучению выступает специфика дошкольного детства, взятая, в общем контексте онтогенеза личности, обусловливающая основные направления формирования личности ребенка в этом возрасте и создающая возможность перехода к новой, более высокой форме жизнедеятельности. С этой точки зрения вопросы, связанные с психологической готовностью к школьному обучению, включаются в контекст более общей проблемы детской и возрастной психологии - проблемы критических возрастов и возрастных психологических новообразований.

В данной работе мы рассмотрели ряд задач, направленных на повышение уровня готовности к школьному обучению слабослышащих детей, в числе которых были:

• определение содержания обучения, направленного на оптимальную подготовку детей к школе;

• рассмотрение диагностических методик по выявлению уровня готовности к школе слабослышащих детей

....

Похожие работы на данную тему